Информация
о возможном базировании на Кубе самолетов российской стратегической авиации Ту-160 или Ту-95МС вызвала скепсис и настороженность в мире: а не фарс ли это вроде Карибского кризиса? Тем более после подхваченных экспертами первых намеков на такую возможность, прозвучавших в российской прессе несколько дней назад, все это время не было слышно голоса Гаваны. А ведь Куба не часть российской территории, а суверенное государство. Захочет ли Гавана сажать у себя наши боевые самолеты, вооруженные крылатыми ракетами и различными видами бомб, в том числе управляемыми, которые могут снаряжаться ядерными зарядами? (Вес боевой нагрузки этих бомбардировщиков превышает 40 тонн.)
«Рауль Кастро поступил правильно, сохранив достойное молчание насчет возможного размещения баз для российских стратегических бомбардировщиков в нашей стране», -- похвалил вчера своего младшего брата и преемника на посту высшего руководителя Кубы 81-летний Фидель Кастро. Он высказался об этом в помещенной в Интернете одной из своих статей. И хотя представители Минобороны России вчера назвали сообщения о возвращении российских военных на Кубу «уткой» и «дезинформацией», сочиненной за рубежом, для Фиделя Кастро это стало поводом для того, чтобы напомнить о независимости кубинского правительства при принятии такого рода решений.
Это напоминание было адресовано не россиянам, а американцам, командующий штаба военно-воздушных сил которых генерал Нортон Шварц заявил позавчера, что «русские перейдут красную черту», если разместят на Кубе такие базы: «Мы призовем русских не рассматривать эту меру». Кастро заметил на это и подобные высказывания: «Куба не должна ни давать объяснений, ни извиняться перед Вашингтоном в связи с возможным размещением на острове российских стратегических бомбардировщиков».
Стоит заметить, однако, что и Москва, особенно в бытность существования СССР, не раз раздражала кубинских руководителей своим нежеланием вовремя оповещать их о стратегических решениях, касающихся безопасности острова. Этому, в частности, посвящен не один пассаж в книге «Сто часов с Фиделем», написанной известным французским журналистом испанского происхождения Игнасио Рамоне. В беседах с автором Фидель Кастро откровенно сетовал на то, что в советские времена, да и после развала СССР, Москва мало утруждала себя согласованием с Гаваной своих шагов, связанных с международной безопасностью.
Это было и во время Карибского кризиса в октябре 1962 года, о чем свидетельствуют следующие цитаты из книги: «Хрущев не проконсультировался с нами, предложив американцам убрать с Кубы советские ракеты, если американцы уберут свои ракеты класса «Юпитер» из Турции... Мы из публичных сообщений узнали о решении, которое никак с нами не обсуждалось! Мы не были против нахождения решения во избежание ядерного конфликта. Но Хрущев должен был сказать американцам: «Нам нужно обсудить это также с кубинцами». Кубинский лидер объяснил, что переговоры можно было бы вести тоньше и даже добиться вывода с острова американской военно-морской базы Гуантанамо.
Не консультировался с Гаваной и президент СССР Михаил Горбачев, когда в сентябре 1991 года договорился с госсекретарем США Джеймсом Бейкером о выводе с Кубы советской учебной механизированной бригады. То же самое случилось при втором российском президенте Владимире Путине, когда в октябре 2001 года Москва объявила о закрытии менее чем через год Центра электронного слежения в Лурдесе. «Нас только проинформировали об этом решении, лишь формально испросив нашего согласия», -- рассказал Кастро.
Сейчас, похоже, в российско-кубинских отношениях наступили другие времена взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому хочется надеяться на то, что появившиеся в российской прессе «пробные шары» из серии игры в «стратегические самолетики» -- это действительно плод воображения западных дезинформаторов. А в самой России извлекли уроки из ошибок, допущенных в отношениях с кубинцами в прошлом, и не будут наступать на старые грабли.