Большинство
русскоязычных иммигрантов Израиля чувствуют дискриминацию со стороны коренного населения еврейского государства. Об этом свидетельствуют опубликованные вчера результаты опроса израильских граждан. Опрос провело израильское правительство вместе с авторитетной благотворительной организацией "Джойнт" (Американский объединенный еврейский комитет по распределению фондов).
82% опрошенных считают, что к ним в Израиле относятся не как к части израильского общества, а как к отдельной обособленной общине -- «русским». Причем 54% опрошенных эта ситуация не устраивает: они хотят, чтобы коренные жители воспринимали их как израильтян. Каждый четвертый репатриант за время пребывания в Израиле сталкивался с дискриминацией по этническому признаку. Часто это происходит в государственных учреждениях: полиции, судах, службах занятости. Но самая плачевная ситуация сложилась в школах. 40% родителей заявили, что их дети сталкивались с той или иной формой дискриминации со стороны учителей, а 51% сказали, что такие случаи имели место и со стороны учеников, родившихся в Израиле. Более того, 31% опрошенных сообщили, что их дети подвергались физическому насилию со стороны соучеников, являющихся коренными израильтянами. В опросе приняли участие 1025 иммигрантов, прибывших в Израиль из России и стран СНГ с 1990 по 2005 год.
«Статус иммигранта всегда ниже, нежели статус человека, родившегося в стране. Это связано с лучшим знанием языка, законов, обычаев страны, с тем, что у коренных жителей, как правило, есть собственность, а у иммигрантов нет. Эта проблема существует не только в Израиле», -- сказала вчера «Времени новостей» депутат кнессета от правящей партии «Кадима» Марина Солодкина. Она отметила, что случаи дискриминации по национальному признаку связаны не только с русскоязычными жителями страны, и депутаты кнессета пытаются решить эту проблему. Солодкина обратила внимание на то, что «русскоязычная община не растворилась в коренном населении Израиля»: «Поменяв страну, мы сохранили свои привычки и обычаи, и зачастую дискриминацией мы называем желания израильтян навязать нам свою культуру и свои правила».
Однако предубеждения в Израиле имеются не только на уровне рядовых сотрудников государственных учреждений, но и на более высоком уровне. Так, израильский министр внутренней безопасности Ави Дихтер долго не давал согласия на отмену визового режима с Россией из опасений, что «изменение визовой политики позволит десяткам тысяч проституток и преступников свободно въехать в Израиль». Одним из инициаторов соглашения об отмене виз был депутат от партии «Наш дом -- Израиль» Ицхак Аронович, занимавший пост министра туризма. Ему понадобилось немало времени, чтобы объяснить Дихтеру, что в России живут не только преступники и проститутки и что эти категории граждан вряд ли в первую очередь ринутся в Израиль после отмены визового режима.
Несмотря на столь явные проблемы израильского общества, еврейское государство продолжает испытывать острую нужду в выходцах из России и СНГ. В этом месяце правительство Израиля даже провело заседание, на котором обсуждалось причины резкого снижение количества русскоговорящих евреев, желающих приехать на постоянное место жительства в еврейское государство. Если в 2001 году в страну прибыли 34 тыс. человек из бывшего СССР, то в 2007 году их было всего 6,7 тыс. Для семимиллионного Израиля эти цифры могут оказаться критичными. Если количество приезжающих в Израиль, в том числе из России и стран СНГ, не увеличится, то уже через пять--десять лет еврейское государство окажется перед лицом острейшего демографического кризиса.