Вчера правительство Сербии постановило возвратить своих послов в страны Евросоюза, признавшие односторонне провозглашенную
независимость сербского края Косово. После того как власти Приштины заявили в феврале о государственном суверенитете, Косово признали 20 стран ЕС. Белград отозвал из них своих послов для консультаций. В итоге послы остались лишь в небольшом числе стран ЕС, не поддержавших раскол Сербии, -- это Греция, Кипр, Испания, Португалия, Румыния и Словакия.
Теперь к месту работы вернутся 13 послов, включая представляющих интересы Сербии в таких крупных странах, как Великобритания, Германия, Италия, Франция. Инициатива возвращения послов принадлежит главе сербской дипломатии Вуку Еремичу, заявившему о приоритете интеграции в Евросоюз. О такой возможности Еремич упомянул еще 20 июля, сразу после чего председатель исполкома Сербской радикальной партии Драган Тодорович назвал этот шаг «косвенным признанием независимости Косово», а бывший министр по делам Косово Слободан Самарджич -- «капитуляцией». Примечательно, что инициатива была озвучена как раз накануне официального объявления Белградом об аресте и готовящейся экстрадиции в Гаагский трибунал бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича.
Руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова в беседе с «Временем новостей» назвала решение вернуть послов "очередной уступкой Западу", отметив, что «количество требований к Белграду будет только возрастать», а вскоре последует возвращение послов в США и другие страны за пределами ЕС, признавшие Косово. Как полагает Гуськова, после этого Запад потребует от Белграда согласия на объединение Республики Сербской и мусульмано-хорватской федерации в рамках Боснии и Герцеговины, а также независимости от Сербии заселенной венграми Воеводины.
Власти Сербии уже ведут поиски пособников Караджича, помогавших ему получить липовые документов и скрыться от международного розыска. Желая развенчать героический образ бывшего вождя боснийских сербов в глазах националистов, сербские таблоиды публикуют пикантные эпизоды личной жизни политика и «брошенной» им семьи (его жена и дочь сейчас в Боснии и Герцеговине, власти которой не дают им разрешения на выезд).