|
|
N°134, 28 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ирану предложено погодить
ШОС не готова расширять свои ряды
Рассмотрение заявки Ирана на вступление в полноправные члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «будет идти своим чередом». Это заявление сделал генсек ШОС представитель Казахстана Болат Нургалиев по итогам прошедшего 25 июля под Душанбе заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) организации. На дипломатическом языке это означает, что Тегерану вряд ли в обозримом будущем будет выдан «членский билет» ШОС.
А между тем накануне заседания СМИД, проходившего под председательством таджикской стороны, «иранский вопрос» подавался организаторами встречи чуть ли не в качестве главной интриги. И это несмотря на то, что главные дипломаты «шестерки» стран -- членов ШОС (Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) собрались, чтобы обсудить повестку дня очередной встречи глав своих государств, которая состоится в Душанбе 28 августа. Заинтересованность Таджикистана в лоббировании Ирана очевидна -- эти страны представляют собой две вершины мирового персоязычного треугольника. Третьей вершиной является Афганистан, значительная часть жителей которого говорят на дари, входящем в группу иранских языков.
У иранцев не должно быть претензий к хозяевам СМИД. В ущелье Варзоб, где в таджикской правительственной резиденции проходила встреча, было сделано все, чтобы продемонстрировать братство персоязычных народов. И тем не менее на заключительной пресс-конференции глава российского МИДа Сергей Лавров сообщил, что вопрос о расширении ШОС, в том числе о вступлении в нее Ирана, не обсуждался. Но если судить по информации, полученной "Временем новостей" из информированных дипломатических источников, это не совсем так, и менее категоричные определения генсека ШОС г-на Нургалиева выглядят лучше соответствующими итогам состоявшейся дискуссии.
На СМИДе было принято решение предложить лидерам ШОС на саммите в августе обсудить возможность создания рабочей группы, которая должна заняться выработкой критериев для приема в организацию новых членов. Одной из задач группы станет определение границ «региона ШОС». Так, на состоявшемся в Пекине в мае этого года форуме ШОС, объединившем экспертов, политологов и отставных дипломатов, звучали предложения считать границами региона северо-западные границы России и южные границы Китая. Окажется ли Иран внутри таким образом очерченного региона? А пока Иран, Пакистан, Индия и Монголия остаются в ШОС в статусе наблюдателей.
Гораздо более важным вопросом встречи в таджикском ущелье стало обсуждение форм взаимодействия ШОС с Афганистаном. Еще в 2006 году была создана контактная группа ШОС--Афганистан, но особыми успехами в своей деятельности похвастаться ей нечем. Кабул хотел бы от ШОС программ по оказанию экономической помощи. Страны «шестерки» же напоминают афганцам, что они получают такую помощь в рамках двусторонних отношений, и стремятся вовлечь Кабул в сотрудничество по обеспечению региональной безопасности, борьбы с наркотрафиком и трансграничной преступностью.
Российская делегация напомнила о предложении Владимира Путина, сделанном в бытность президентом России, о проведении конференции по Афганистану под эгидой ШОС. Как стало известно «ВН», на заседании СМИД в Варзобе временному поверенному в делах Афганистана в Таджикистане была передана просьба предоставить информацию по различной тематике, в том числе о развитии политической обстановки в Афганистане, о подготовке к президентским выборам в 2009 году и о мерах властей по повышению самостоятельности национальных вооруженных сил. Если судить по той заинтересованности в афганских делах, что демонстрируют страны шанхайской «шестерки», то создается впечатление, что если бы не Тегеран, а Кабул подал бы заявку на прием в ШОС, то временный мораторий на расширение организации, объявленный в 2006 году, тут же был бы снят.
Аркадий ДУБНОВ