Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, как и подобает публичному политику, первой прокомментировала результаты прошедших во вторник
переговоров с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. По ее словам, стороны пришли к компромиссу по концепции формирования цены, но окончательных решений следует ждать после того, как российский концерн завершит переговоры со среднеазиатскими продавцами газа. Своим избирателям она вновь уверенно пообещала, что шока при переходе к европейским ценам для украинских потребителей не будет. В «Газпроме» официальных комментариев на этот счет не дают. А неформально утверждают, что даже о контурах договоренностей рассуждать пока рано. Предмет для более конкретного обсуждения с Киевом может появиться после того, как г-н Миллер слетает в Среднюю Азию. По информации «Времени новостей», поездка высокопоставленной газпромовской делегации в Ашхабад запланирована на конец этой недели.
«Мы нашли подход к ценообразованию на природный газ на следующий год. Я могу сказать, что мы нашли компромисс по концепции формирования цены, -- сообщила вчера г-жа Тимошенко. Как и было договорено во время моего визита в Москву, цены на газ для Украины будут приведены к рыночным ценам постепенно, в течение нескольких лет. Стрессов и шока не будет. И я думаю, что этот как раз и есть слаженная работа двух правительств, Украины и России, «Нафтогаза и «Газпрома».
Как известно, то же самое премьер говорила после встречи с Владимиром Путиным месяц назад. В Москве тогда не подтверждали, что взяли на себя такие обязательства, не делают этого и сейчас. Источник «Времени новостей» в «Газпроме» заявил, что в Киеве ничего не обещали. Единственной официальной позицией остаются озвученные главой МИДа Сергеем Лавровым после июньской встречи Дмитрия Медведева и Виктора Ющенко слова о том, что цены для Украины могут вырасти «почти вдвое» с нового года.
Тем не менее в «Газпроме» предпочитают на портить благодушный настрой, под знаком которого прошел визит. Впрочем, замороженных проблем в газовом балансе Украины сейчас более чем достаточно, и в свое время они обязательно громко взорвутся. Несмотря на позитивный тон комментариев с обеих сторон, полная неразбериха царит вокруг газа в украинских подземных хранилищах. Объем топлива в ПХГ так и не оформлен документально, хотя в соглашении между «Газпромом» и «Нафтогазом» от 12 марта есть соответствующий пункт, благодаря которому удалось преодолеть кризис и видоизменить схему поставок газа.
Вчера г-жа Тимошенко заявила, что Украина уже закачала в газовые хранилища 8 млрд кубометров газа для использования в осенне-зимний период и планирует довести этот объем до 15 млрд. «Учитывая наши вчерашние договоренности, мы сможем выйти к концу периода закачки на 14,5--15 млрд кубометров газа, которые будут принадлежать НАК «Нафтогаз Украина», -- сказала она, открывая вчера заседание кабинета министров. По ее мнению, это позволит сохранить нынешнюю цену на газ (179,5 долл. за тысячу кубометров на границе) в осенне-зимний период.
Однако, как рассказал «Времени новостей» источник на газовом рынке Украины, на сегодня не ясна судьба газа, закачанного в ПХГ накануне прошлой зимы. По его словам, «Нафтогаз» признал, что около 12 млрд кубометров газа, которые находятся в украинских подземках, принадлежат RosUkrEnergo (официально в RUE говорят, что им принадлежит «более 10 млрд кубометров» в ПХГ). Кроме того, около 7,5 млрд в хранилища закачивал трейдер «Укргазэнерго» (до апреля был эксклюзивным импортером газа на Украину и монополистом при поставках газа промышленным потребителям), а 5 млрд кубометров -- компания «Укрнафта» (51% принадлежит «Нафтогазу», остальное группе «Приват» враждебного Юлии Тимошенко бизнесмена Игоря Коломойского). То есть согласно документам в хранилищах «Нафтогаза» должно быть около 25 млрд кубометров газа, не считая 8 млрд, которые, по словам г-жи Тимошенко, закачал украинский госконцерн. Максимальная же емкость украинских ПХГ -- 32 млрд кубометров. Собеседник «Времени новостей» предполагает, что «Нафтогаз» отказывается подписывать акты на объемы «Укргазэнерго» и «Укрнафты», поскольку этот газ был потреблен в зимние месяцы без разрешения собственников. Однако рано или поздно топливо придется вернуть либо заплатить за него. Кроме того, к 1 августа «Нафтогаз» обязан возвратить RUE 1,4 млрд кубометров газа, которые украинский концерн потребил сверх лимита в январе--феврале. И тогда от озвученных Юлией Тимошенко запасов вообще ничего не остается. Естественно, что процессы по возврату этого газа будут сопровождаться новыми скандалами.
Не говоря уж о том, что у «Нафтогаза» по-прежнему есть проблемы с текущими расчетами (за второй квартал свыше 800 млн долл. задолженности и нет оговоренной предоплаты за июль), не урегулирован долг перед «Укргазэнерго» на 270 млн долл. Также идет судебное разбирательство в международном арбитраже по пеням за просроченные платежи в предыдущие годы.
Все это формирует значительное количество «бомб» и «бомбочек» замедленного действия в российско-украинских газовых отношениях, не позволяет выстроить нормальную прозрачную схему взаимодействия и коммерческих транзакций.