|
|
N°47, 19 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коричневый почерк
В Германии с начала года осквернено более 20 еврейских кладбищ
Взрыв, прогремевший в прошлую субботу на еврейском кладбище в берлинском районе Шарлоттенбург, заставил содрогнуться не только жителей прилегающих районов. Председатель еврейской общины Берлина Александр Бреннер сказал корреспонденту газеты «Время новостей»: «Мы надеемся, что полиции удастся найти этих подлых преступников. Взрыв посеял страх и чувство беспомощности в общине». Видимо, именно на это и рассчитывали те, кто заложил самодельное взрывное устройство. Лишь с начала этого года в Германии зарегистрировано свыше 20 случаев осквернения еврейских кладбищ.
«Это позорное происшествие, -- заявил вице-президент Центрального совета евреев в Германии Михаэль Фридман. -- Я требую скорого расследования и жестких наказаний, в частности, для того, чтобы никому не пришло в голову повторить подобное варварство. Нарушение вечного покоя мертвых в иудаизме считается одним из самых тяжких грехов».
Достоверного «горячего следа» у криминальной полиции Берлина пока нет. Расследование ведется, как это происходит в подобных случаях, сразу по многим версиям. Так, в выходные в немецкой столице прошла довольно крупная демонстрация, в которой приняло участие более двух тысяч палестинцев. Однако она носила мирный характер, и полиция не слишком склонна усматривать в данном случае «арабскую связь». Скорее всего, полагает шеф берлинского земельного криминального ведомства Петер-Михаэль Хеберер, взрыв стал делом рук «коричневой среды» -- для них это место является символичным. Преступники, судя по всему, не ставили целью убийство людей. Поэтому, полагает Хеберер, почерк не арабский.
Сама взрывчатка -- либо военного, либо промышленного назначения -- была запаяна в стальную трубку, и ее количество соответствовало примерно 50--100 граммам тротила. Не усматривают следователи связи этого взрыва с осквернением советского военного мемориального кладбища в берлинском районе Марцан накануне ночью. Неизвестные лица намалевали там с помощью распылителей нацистские символы. Шеф берлинского криминального ведомства Хеберер уверен, что в этом скорее всего можно заподозрить «спонтанно» действовавших подростков. В отличие от этого взрыв на еврейском кладбище был заранее спланированной акцией. Криминалисты усматривают параллели со взрывом в декабре 1998 года на могиле Хайнца Галинского, бывшего президента Центрального совета евреев в Германии. Тогда полиции не удалось обнаружить виновных, хотя следствие было направлено в сторону, как здесь говорят, «правой сцены». С тех пор могила Галинского находится под постоянным наблюдением видеокамер. В связи с происшедшим в эти дни на еврейском кладбище берлинский сенатор внутренних дел социал-демократ Кертинг, который, впрочем, как и его коллеги из полиции и службы государственной безопасности, не склонен называть эти события «терроризмом», вчера выступил с инициативой расширения видеоохраны «религиозных сооружений и кладбищ» в Берлине. Для этой цели, однако, необходимо внести изменения в местный «Закон о всеобщей безопасности и порядке». На этот шаг уже дали свое согласие также и оппозиционные партии, представленные в берлинском парламенте. «Необходимы самые жесткие меры для недопущения ничего подобного впредь, -- сказал газете «Время новостей» Андреас Нахама, бывший председатель еврейской общины Берлина, возглавляющий ныне фонд «Топография террора». Когда стало известно о случившемся, он сразу приехал на кладбище в Шарлоттенбурге. «Передо мной открылась ужасная картина опустошения», -- сказал он. На этом кладбище покоится его отец Эстронго Нахама, бывший в свое время общинным кантором.
Юрий ШПАКОВ, Берлин