Вчера президент России Дмитрий Медведев на специально созванном по этому вопросу совещании предложил создать новую
систему подбора кадров для работы в госструктурах. Возможно, проверенный годами способ отбора в соответствии с питерской пропиской и личным знакомством начал давать сбои. Теперь планируется создать единую базу лучших работников страны, из которой можно набирать кандидатов в министры и губернаторы. Президент признал, что сейчас
не хватает кадров даже для работы на посту губернаторов, не говоря уже о муниципальной власти, при этом госдолжности замещаются по принципу личной преданности и знакомства,
а некоторые и вовсе покупаются.
«Необходимо создать полноценную систему резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе, нужно найти специалистов и подготовить базу данных», -- поставил новую задачу президент. «Существующие системы архаичны, эти службы похожи на кадровые отделы советского периода, только работают менее эффективно», -- полагает г-н Медведев. А ведь в стране в больших количествах проживают «конкретные люди, которые хотят заниматься своим делом, обладающие знаниями, целеустремленностью и волей». Новая система должна таких людей обнаружить и отправить работать на государство.
«Наиболее перспективные кадры должны войти в так называемую президентскую квоту», -- объявил глава государства. «Личные профессиональные достижения этих людей я буду оценивать сам», -- предупредил он, давая понять, что готов активно формировать команду госуправленцев.
«Полагаю, что это действительно заявка на создание Дмитрием Медведевым собственной команды. У нас есть несколько точек в управлении, где напрашивается ротация, в первую очередь речь идет о региональных руководителях. Думаю, что Дмитрию Анатольевичу было бы комфортнее работать со своими сверстниками, а значит, должна быть заменена часть губернаторского корпуса», -- предрекает генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
«У нас подчас потому и не меняют некоторых губернаторов десятилетиями, что заменить некем. Долгие годы основным кадровым резервом был питерский. И вторая когорта, которая стала кадровой элитой, -- это силовое сообщество. Понятно, что эти кадровые резервуары небездонны», -- заявил «Времени новостей» заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский.
По словам г-на Медведева, в президентскую квоту должны попасть настоящие специалисты, а не «лица, которые нравятся, попали по знакомству или по коррупционной схеме». «Необходимо добиться того, чтобы присутствие в этой квоте было не симпатичной рамочкой, а реальным знаком качества», -- заявил президент. Особенное возмущение президента вызвала практика продажи государственных должностей. «Решения о замещении должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги, то есть должности продаются», -- сказал глава государства.
Президент уверен, что на госслужбу могут переходить и работники негосударственного сектора, которых рекомендуют. «Это должны быть сообщающиеся сосуды», -- убежден он. В настоящее время ситуация прямо обратная. «Государство находится с одной стороны, храня свою чистоту, которой нет, а бизнес -- с другой», -- пояснил президент. «Стены не должно быть», -- повторил глава государства. Такая же виртуальная стена разделяет и разные регионы. «Очень редко я подписываю распоряжения о перемещении из одного региона в другой», -- признался г-н Медведев.
Однако некоторые эксперты отнеслись к президентским инициативам скептически. «Какие сообщающиеся сосуды, это давно одна большая мутная банка, в которой не разобрать, где бизнес, а где чиновник! Причины этого очевидны: с одной стороны, бизнес рвется во власть, потому что власть не решает проблемы бизнеса, а с другой, чиновники почти поголовно занимаются бизнесом -- либо своим, либо доением чужого. Число бизнесменов во власти и так резко выросло, посмотрите, например, процент бизнесменов в составе «Единой России» и в составе депутатского корпуса. Но это не повлияло на качество управления, иначе Медведев не говорил бы об этом», -- заявил «Времени новостей» президент фонда «Индем» Георгий Сатаров.
«Наверное, имело бы смысл вернуться к тому механизму, который существовал в советское время. Там есть что критиковать, все мы не поклонники коммунизма, но надо отдать должное: у КПСС была четко отлаженная система кадрового резерва. Я думаю, что «Единая Россия» могла бы этот опыт использовать. Надо отыскивать людей и давать им мотивацию», -- предлагает Валерий Хомяков.
Впрочем, президент копировать старорежимные достижения не хочет. «Не будет такого, когда один раз человек попал (в кадровую
обойму
. --
Ред.) и до пенсии его сопровождают. Включение в любой список не должно вести к автоматическому продвижению по служебной лестнице», -- предупредил глава государства.
Дмитрий Медведев уверен, что многие успешные сотрудники частных структур готовы пойти работать на государство, им надо только объяснить, как это сделать. По его словам, до сих пор на решение кадровых проблем «государство не очень тратит время, нет целостной системы».
Такая номенклатурная система существовала в советское время, но возрождать ее президент не намерен. «Сейчас эта система не действует, но
ничего нового за 15 лет не создано. Нам необходимо вырваться из порочного круга, вовлекать в работу лучших специалистов», -- полагает г-н Медведев. Президент предлагает привлекать к отбору кадров для госслужбы гражданское общество, действовать совместно с экспертным сообществом, профсоюзами. «Кадровая диспропорция складывалась годами, поэтому, чтобы исправить ситуацию, необходимо время», -- признал глава государства.
Собственно, ничего революционно нового в этом предложении нет. Существует целый бизнес, так называемые «хед-хантерские агентства», которые занимаются подбором топ-менеджеров для частных компаний. Они активно мониторят рынок и знают всех менеджеров компаний. Например, бывший министр экономического развития Герман Греф, придя на должность председателя Сбербанка, заполнял практически все вакантные должности при помощи хед-хантеров. А Сергей Кириенко в бытность полпредом в Приволжском федеральном округе нанимал федеральных инспекторов путем анкетирования через Интернет.
Однако если в процессе переманивания сотрудника из одной частной структуры в другую не последнее место занимают материальные стимулы, то государство конкурировать на рынке зарплат не сможет. Одна из наиболее острых проблем в деле рекрутирования квалифицированных кадров на госслужбу -- размер оплаты труда. «Госслужба везде по уровню зарплаты отстает от частного бизнеса», -- констатировал Дмитрий Медведев, поэтому нужны другие стимулы. «Необходимо в корне поменять подходы, образ мысли, тогда изменятся и люди, которые идут на госслужбу», -- считает президент. Но это не значит, что государство будет принуждать работать на себя «за спасибо».
Дмитрий Медведев считает, что инвестиции государства в кадры весьма выгодны: «Мы не должны скупиться при мобилизации лучших кадров. Эти инвестиции всегда окупятся, так как это инвестиции в людей». Впрочем, дело не только в невысоких заработках, но и в плохих условиях труда. «Особенно это касается муниципальных служащих», -- уточнил г-н Медведев. Именно поэтому треть вакансий в муниципалитетах в настоящее время не заполнена.
Некоторым работать на госслужбе мешают личные качества. «Многие туда не идут, потому что не хотят учиться воровать», -- пояснил корреспонденту "Времени новостей" директор Института политических исследований Сергей Марков.
Благодаря поиску новых талантов кадровый состав руководства в стране может измениться весьма кардинально. Но политологи предостерегают от того, чтобы расценивать это как попытку Дмитрия Медведева избавиться от людей, доставшихся ему по наследству от его предшественников. «В этом нет ничего антипутинского. Насколько я понимаю, задумка Владимира Путина заключается в том, чтобы дать президенту Медведеву шанс стать настоящим лидером страны, действительно создать новую генерацию менеджеров, способных управлять корпорацией «Россия», -- убежден Сергей Марков.