|
|
N°132, 24 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Трансатлантического рая никогда не будет»
В Европе многие политики с симпатией относятся к Бараку Обаме, ожидая в случае его избрания на пост президента улучшения отношений с США и отказа Вашингтона от господства внутри НАТО. Однако скептики полагают, что с его приходом в Белый Дом может возникнуть новая проблема -- тон американской администрации смягчится, но она по-прежнему будет требовать от европейских союзников более активного участия в проблемах Ирака, Ирана, Афганистана. Отказать непопулярному Бушу было нетрудно, а вот сказать «нет» симпатичному Обаме европейцам будет куда труднее. О перспективах трансатлантических отношений «Времени новостей» рассказал эксперт Германского общества внешней политики Симон КОШУТ.
-- Есть ли у Барака Обамы шанс радикально улучшить отношения США с Европой?
-- Сторонники такого взгляда рассчитывают, что Обаме удастся залечить рану раскола, возникшую из-за войны в Ираке. Они надеются на улучшение имиджа Америки не только в Европе, но и на Ближнем и Среднем Востоке. В результате американцы вернули бы себе авторитет и международную роль «доброжелательного гегемона», а то ныне США нередко воспринимают как империалистическое государство.
-- В высших политических кругах Германии много говорят о необходимости улучшения трансатлантических отношений. Чего им недостает?
-- Прежде всего эмоционального компонента. Не хватает всеобщего воодушевления при мысли о том, какие глобальные проблемы удалось бы решить, если бы Америка и Европа сотрудничали как сильные равноправные партнеры. Вспомните, как вдохновляло людей трансатлантическое партнерство в годы «холодной войны». Вспомните пребывание в Западном Берлине Джона Кеннеди, где он по-немецки с сильным американским акцентом бросил короткую, но запомнившуюся здесь навсегда фразу: «Я -- берлинец» (президент США произнес эти слова солидарности в июне 1963 года. -- Ред.).
Подобного эмоционального заряда в отношениях с Америкой у нас сегодня нет. Необходимо вернуть прежнее доверие между партнерами. Америка должна стать для европейцев более открытой, снова научиться слушать и слышать своих партнеров, вновь привыкнуть вовлекать их в принятие общих решений.
-- Барак Обама обещает вывести американские войска из Ирака, но при этом увеличить численность международного контингента ИСАФ в Афганистане. Неужели он и вправду верит, что может победить талибов или «Аль-Каиду» путем наращивания воинского контингента?
-- У Обамы весьма реалистичные ожидания, касающиеся Ирака и в особенности Афганистана. В Ираке он не может рассчитывать на действенную поддержку Европы, и в частности Германии. Однако Обама отдает себе отчет в том, что он популярнее Буша и в Афганистане ему удастся потребовать от партнеров большего. И он это сделает.
-- Эти планы вряд ли воодушевят немцев, ведь в прошлом году решение об увеличении контингента бундесвера на севере Афганистана было принято с немалым трудом...
-- В этом случае на политическую сцену выходит воображаемый Обама-«Мессия». Надо отказаться от нереалистичных ожиданий, связанных с его возможным приходом в Белый Дом. Основы американской внешней политики в отношении ИСАФ и использования военной силы, а также глубокий скепсис по поводу деятельности ООН останутся неизменными. Опасность использования военной силы или протекционистских демаршей в экономике со стороны Америки сохраняется. Хотя вероятность этого, будем надеяться, окажется не столь высокой, как при нынешней администрации.
-- Ирак стал поводом для трансатлантического раздора еще при канцлере Герхарде Шредере. Германия вместе с Францией и Россией пошла во главе антивоенного движения наперекор администрации Джорджа Буша. Станет ли обещанный Обамой вывод войск из Ирака фактическим признанием правоты противников войны?
-- Противники американской войны в Ираке были правы. Но своими действиями вместе с Жаком Шираком и Владимиром Путиным канцлер Шредер нанес существенный вред трансатлантическому партнерству. Он сделал то, в чем европейцы упрекают американских партнеров. Канцлер Шредер принял решение, по сути, явочным порядком, без необходимых консультаций по ту сторону Атлантики. Вина в разладе лежит на обеих сторонах. Тем не менее правота на стороне Шредера.
Большой заслугой канцлера Ангелы Меркель является возвращение отношений между Германией и США в рамки прагматичной повседневной политики. Руководители обеих стран стали больше говорить, советоваться друг с другом. Правда, до создания трансатлантического рая еще далеко.
-- Как вы себе представляете этот «рай»?
-- Его никогда не будет, слишком уж велики расхождения мнений между партнерами. Но стремиться попасть туда мы должны. Нужно стремиться к установлению конструктивного трансатлантического соперничества между партнерами, конкурирующими в разных регионах и обладающими различными интересами, которые они будут стараться защитить.
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин