Время новостей
     N°131, 23 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.07.2008
Новые приоритеты
ВЭБ готовится работать с аграрным сектором, стройпромом и химпромом
До конца этого года госкорпорация «Банк развития» (Внешэкономбанк) рассчитывает пополнить список приоритетных отраслей кредитования аграрным комплексом, строительной промышленностью и химпромом. Инициатором процесса являются сами отраслевики и прислушавшееся к ним правительство. Вчера директор департамента промышленности ВЭБа Андрей Сапелин заявил, что решение о дополнении меморандума о деятельности банка может быть принято уже в этом году. А вот другое ожидаемое решение -- о передаче принадлежащего ВЭБу пакета акций ЕАDS Объединенной авиастроительной корпорации -- отложено.

ВЭБ ограничен в своей деятельности приоритетными отраслями, закрепленными в меморандуме о Банке развития, -- это машиностроение, авиа- и судостроение, лесная промышленность, микроэлектроника. Включение АПК в приоритеты финансовой политики ВЭБа -- это инициатива правительства, и вопрос о дополнении меморандума уже находится на стадии согласования в профильных министерствах. «Сейчас поддержка проектов в сфере АПК не запрещена меморандумом, но на этом не сделан акцент. Приоритеты же должны меняться в соответствии с приоритетами экономики», -- считает г-н Сапелин. При этом ВЭБ ни в коей мере не собирается конкурировать с профильным кредитным учреждением в этой области -- Россельхозбанком. «Одно дело кредитовать сельхозпроизводителей, и для этого есть инфраструктура РСХБ, ее никто не собирается подменять. Но есть инновационные проекты, связанные с внедрением новых технологий, -- это масштабные долгосрочные инвестиционные проекты, в том числе в сфере развития инфраструктуры, которые ни один частник не может обеспечить», -- считает директор департамента промышленности ВЭБа. Еще одна отрасль, которая попросилась под крыло ВЭБа, -- строительная. Хотя ее принято считать достаточно прибыльной, чтобы развиваться по рыночному сценарию, без вмешательства государства частники несут большие потери из-за низкого уровня развития промышленного производства стройматериалов и оборудования для их производства, только для покрытия дефицита цемента в стране необходимы инвестиции в объеме 5 млрд долл. В банке также полагают, что неплохо бы включить в приоритеты такое направление, как химическая промышленность.

Г-н Сапелин ожидает, что в случае включения трех этих направлений в приоритеты ВЭБа прогнозный кредитный портфель банка будет увеличен как минимум на 20%. Уже по действующим направлениям портфель кредитов в 2008 году вырастет до 270 млрд руб., а к концу стратегического периода по 2012 год включительно достигнет 850 млрд рублей.

Директор департамента промышленности ВЭБа также сообщил вчера, что пока что снят с повестки вопрос о передаче 5-процентного пакета акций европейского авиакосмического концерна EADS в капитал российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Как известно, этот пакет ВЭБ приобрел у ВТБ, и предполагалось, что Банк развития оплатит ими свою долю в капитале ОАК. «Нет срочной необходимости передачи пакета», -- сказал вчера Андрей Сапелин.

По законодательству актив может быть внесен в капитал акционерного общества только в соответствии с рыночной оценкой, но котировки акций EADS в настоящее время серьезно снизились по сравнению с моментом их приобретения Внешэкономбанком. «В результате на балансе ВЭБа окажется отрицательная сумма, -- поясняет г-н Сапелин, -- а это, разумеется, не может устраивать Банк развития. В конце 2007 года акции были проданы Внешэкономбанку исходя из отчетности ВТБ, группа заработала на этой сделке 167 млн долл. (сам пакет акций EADS группа ВТБ купила в 2006 году приблизительно за 1 млрд евро). Сейчас рассчитывать на прибыль от продажи этого пакета акций не приходится. Котировки бумаг аэрокосмического концерна с начала 2008 года снизились почти в два раза. Если еще в начале года стоимость акции составляла 22 евро, то вчера -- лишь 11,89 евро за доллар. Такое значительное падение цены аналитики объясняют девальвацией доллара по отношению к евро. У EADS основные затраты в евро, так как самолеты концерн строит в Европе, доходы же получает в долларах, так как продает свою продукцию в США. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что ВЭБ готов ждать.

Однако в этих обстоятельствах и вопрос об участии Внешэкономбанка в допэмиссии ОАК пока окончательно не решен. В авиакорпорации официально отказались от комментариев.

Юлия МИРОНОВА, Наталья РОМАНОВА, Михаил КУКУШКИН