Безрезультатно закончилось закрытое заседание Совета Безопасности ООН, созванное 21 июля по инициативе Грузии для обсуждения ситуации, связанной
с нарушением российскими военными самолетами грузинского воздушного пространства. 9 июля четыре российских истребителя «для уточнения обстановки совершили кратковременный облет над территорией Южной Осетии». «Как показало дальнейшее развитие событий, -- сказано в заявлении МИД России, -- этот шаг позволил охладить горячие головы в Тбилиси и предотвратить развитие событий по силовому сценарию, вероятность которого была более чем реальной».
Столь беспрецедентный шаг, на который решились в Москве, мог означать одно: те, кто принимал решение, отдавали себе отчет в том, что политический и дипломатический урон, нанесенный этими действиями имиджу России, нивелируется устранением реальной угрозы возобновления военных действий в конфликтном регионе.
Очевидно, что этот расчет оправдался: осуждение нарушения грузинских границ со стороны России оказалось для Москвы делом неприятным, но вполне терпимым. Никаких документов по итогам заседания Совбеза ООН принято не было. Любая резолюция, осуждающая действия России, была бы блокирована российским вето. А дискуссия, какой бы острой она ни была, вряд ли могла серьезно нарушить планы Москвы по поводу урегулирования конфликтов на территории Грузии. Свидетельством этого стало меланхоличное замечание постоянного представителя России при ООН Виталия Чуркина, сделанное им после заседания Совбеза: «Некоторые страны не смогли преодолеть прогрузинской предрасположенности».
Трудно сказать, кого имел в виду российский дипломат, ведь публично высказался лишь представитель США в ООН Залмай Халилзад, заявивший, что Вашингтон расценивает пересечение грузинской границы российскими самолетами как «нарушение международного права». Стоит заметить, что в российском МИДе официально никак не комментировали итоги заседания Совбеза ООН. Но и представители Грузии ограничились дежурными заявлениями. Например, грузинский постпред при ООН Ираклий Аласания заявил: "Члены Совбеза однозначно поддержали территориальную целостность Грузии и ее суверенитет, осудили военную агрессию, которая в последнее время была совершена против Грузии». Риторика грузинского дипломата выглядела на редкость умиротворенной, избегая называть Россию «агрессором», он лишь посоветовал ей «играть должную роль в урегулировании конфликтов как влиятельному региональному игроку, но не доминировать, в том числе в составе миротворческих сил».
Источник «Времени новостей» в российском МИДе, комментируя второе за последние два месяца внеочередное заседание Совбеза ООН, созванное по инициативе Грузии (в конце мая Совбез рассматривал вопрос о сбитом над Абхазией беспилотном самолете, также не приняв никаких документов), заметил, что оно «лишь зафиксировало нынешнее статус-кво в переговорном процессе по урегулированию конфликтов». По его мнению, «перспективными в этом отношении могут стать усилия, предпринимаемые немецкой дипломатией и ее главой Франком Вальтером Штайнмайером». Его трехступенчатый план по урегулированию грузино-абхазского конфликта, как считают в Москве, «может стать основой для дальнейшего обсуждения как в Тбилиси, так и в Сухуми». Не исключено, что этим объясняется столь спокойное, а в некоторых столицах граничащее с безразличием отношение к итогам заседания Совбеза ООН.