Время новостей
     N°132, 24 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.07.2008
Крест на крест
1020-летие крещения Руси рискует стать очередной проблемой в отношениях Москвы и Киева
Подготовка к намеченным на конец недели торжествам по поводу 1020-летия крещения Руси в Киеве напоминает предвыборные баталии: Киев заклеен множеством приветственных плакатов. Чаще других попадаются портреты вселенского патриарха Варфоломея I, которого Украина собирается приветствовать уже сегодня. Иногда владыка Варфоломей стоит плечом к плечу с президентом Украины Виктором Ющенко. И надпись под изображением, несомненно, смонтированным, потому что президент до сих пор еще не встречался с патриархом, гласит: «Украина -- наследница Киевской Руси». Совсем редко встречаются портреты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с подписью: «Украина приветствует своего патриарха». Портретов Алексия явно не хватает: возникает ощущение, что Московская патриархия готовила его приезд с гораздо меньшим рвением и существенно экономнее, чем католики, которых на Украине определенно меньшинство, -- визит Папы Иоанна Павла II в 2001 году.

Все это полиграфическое изобилие вызывает невольные ассоциации с преддверием важного футбольного матча, перед которым на улицы высыпают фанаты в цветах своих команд. Главный редактор российского журнала «Политический класс» Виталий Третьяков, выступивший в Киеве на посвященной 1020-летию международной конференции, заметил пессимистически, что от юбилея может оказаться больше вреда, чем пользы. И вспомнил о 1000-летии крещения Руси в 1988 году, которое отмечали с большой помпой и при покровительстве союзных властей, спустя всего три года после этого ушедших в небытие вместе со страной.

Приезд в Киев 232-го константинопольского патриарха Варфоломея I обставляется украинскими властями почти столь же тщательно, сколь визит понтифика. Хотя их статус трудно сравнить -- в православии нет присущей католичеству традиции единоначального и непогрешимого божьего наместника на земле, и владыка Варфоломей является лишь «первым среди равных». За несколько недель до торжеств заместитель главы секретариата президента Украины Юрий Богуцкий обмолвился о том, что вселенский патриарх собирается обсудить в Киеве возможность создания украинской поместной православной церкви, то есть такой, которая была бы признана православными всего мира и независима от Москвы.

Это лишило сна тех, кто пытается бороться за сохранение Украины в российской «цивилизационной орбите». Вселенского патриарха тут же назвали пастырем без паствы, подданным мусульманского государства, хотя своим пастырем его считают как минимум тысячи жителей Греческого архипелага, а его местопребывание в Стамбуле остается важнейшим символом не только для православного, но и для всего христианского мира. Тем не менее первому заместителю председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константину Затулину произносимые в связи с визитом владыки в Киев слова о будущем единстве украинской православной церкви напоминают об оруэлловском двоемыслии: он полагает, что попытка объединения, в сущности, означает новый раскол между Москвой и Киевом.

Впрочем, расколоть украинское православное сообщество больше, чем сейчас, уже трудно: на Украине существуют одновременно три православные конфессии. Причем две из них -- Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь, по сути, не могут считаться официально признанными. В православной традиции их называют самосвятскими. Это многообразие является плодом двух территориально-иерархических и идейных разделов Русской православной церкви -- сначала в связи с революционными событиями 1917--1918 года, а затем в связи с падением Союза в 1991-м. Кроме трех православных конфессий существует еще обширная община грекокатоликов, сохраняющих верность православным догматам и обрядам, но признающих Папу и верховенство Рима, небольшое собственно католическое меньшинство и ряд старообрядческих «согласий».

Гипотетическое объединение православных церквей, обсуждаемое единственно в связи с высказыванием сугубо светского чиновника из президентского секретариата, могло бы, по мысли участников этой непраздничной дискуссии, случиться, если бы константинопольский патриарх признал вдруг Украинскую православную церковь Киевского патриархата, встретился с ее предстоятелем, владыкой Филаретом, а еще лучше принял бы эту церковь под свой омофор. При этом сам Константинопольский патриархат, по крайней мере перед визитом вселенского владыки в Киев, слал довольно ясные сигналы, что Варфоломей I не собирается встречаться с «самосвятами» и вообще едет на Украину как гость Алексия II, главы единственной «официальной» православной конфессии страны.

Алексий II собирается посетить торжества в Киеве и побывать в сопровождении президента Виктора Ющенко во Львове и Крыму, где в византийском Херсонесе принял крещение святой равноапостольный князь Владимир Святославович. Московская патриархия, естественно, склонна игнорировать в протокольном плане любую активность УПЦ Киевского патриархата и автокефальной УПЦ. Завсектором публикаций Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Александр Макаров полагает излишними все разговоры о необходимости создания украинской поместной церкви. «УПЦ Московского патриархата, по сути, автокефальна. Внутри она вполне независима и даже, наоборот, участвует в управлении всей РПЦ», -- заключил протоиерей Александр на конференции «1020-летие крещения Руси: к вопросу о цивилизационном выборе Украины и России», которую провел накануне торжеств Украинский филиал Института стран СНГ.

Приглашенные российские и украинские эксперты были возмущены плакатами, из которых явствовало, что наследницей Киевской Руси является именно Украина, и охотно углублялись в историю цивилизаций. Г-н Затулин высмеял выходящие на Украине книги о происхождении украинцев от древнего народа укр и слова «Палестина» от «полевого стана» запорожцев. Директора института археологии Украинской академии наук Петра Толочко изумила географическая метафора Киевского патриарха Филарета о дороге на запад, которую, по его словам, указал Киеву князь Владимир. Византия, откуда Владимир принял православие, лежала, несомненно, к западу от Киева, но академик Толочко хотел подчеркнуть разницу между восточным и западным христианством. «Византия была мировой державой, самой развитой и процветающей, а Киевская Русь, вошедшая в византийское содружество наций, ни в чем не уступала Западной Европе, -- сказал г-н Толочко и потом добавил: -- Православие -- это код нашей общей идентичности, искушаться куском хлеба с маслом безнравственно».

Искушение, надо понимать, кроется в идее создания поместной украинской церкви, независимой от Москвы. «Враги христианской веры хотят сделать из Украины Антироссию, а из русских и украинцев -- сербов и хорватов, -- сказал депутат Государственной думы и политолог Сергей Марков. -- Я как историк прямо предупреждаю, что всех, кто участвует в этом дьявольском заговоре, ждет расплата. Народ им этого не простит». «Нам предстоит буквально духовная революция, -- с пламенностью протопопа Аввакума обрисовал г-н Марков будущее тех, кто искушению не поддастся. -- Мы уйдем от культа денег. Это будет обязательно, я вам обещаю».

Г-ну Затулину трудно представить себе повторение сербо-хорватской войны между Россией и Украиной, но и он намекал на опасности, вытекающие из подобного стремления к конфессиональному самоопределению. Его коллеги полагают, что оно, как минимум, приведет к созданию на Украине секуляризированного общества по аналогии с Америкой и Западной Европой. Главным же негативным следствием секуляризации эксперты, судя по всему, считают содомию -- тема гомосексуализма так или иначе возбуждала многих из них. В частности, в связи с тем, что киевские власти пытаются перенести рок-концерт, организуемый в честь визита Алексия II, с майдана Незалежности, «где позволяли до ночи гулять представителям сексменьшинств», на Певческую площадь.

Часть противников содомии уже перешла от слов к делу -- депутат Рады от Партии регионов Василий Горбаль, к примеру, на конференцию не пришел, потому что своими депутатскими руками помогал строить на Майдане сцену для группы «ДДТ». Сцену, правда, скорее всего, все-таки придется перенести: организаторы субботних торжеств из администрации президента Украины считают опасным близкое соседство рок-концерта и литургии с участием первых лиц, которая пройдет в нескольких кварталах от Майдана, в Киевской Софии. Секулярная культура все же успела пустить корни в среде городской молодежи, и часть зрительской массовки, услышав знакомые хиты, может предпочесть концерт церковной службе.

Иван СУХОВ, Киев--Москва
//  читайте тему  //  Религии в России