Время новостей
     N°131, 23 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.07.2008
Арест с бородой
Сербия передаст Караджича международному трибуналу за преступления 13-летней давности
Арест лидера боснийских сербов Радована Караджича, находившегося в бегах 13 лет, хотя и был назван генсеком ООН Пан Ги Муном «историческим моментом», а в странах Запада вызвал единодушное одобрение, выглядит не столь однозначным, если обратить внимание на осторожную реакцию России и откровенное выражение солидарности с арестованным со стороны российских и сербских националистов. Создается также впечатление, что сербские власти если и не знали точного местонахождения объявленного в международный розыск политика, обвиняемого в военных преступлениях в ходе конфликтов на территории бывшей Югославии, то до последнего времени не слишком активно его искали. Конечно, Караджич за это время радикально изменил свою внешность. Тем не менее сообщение о поимке Караджича было сделано только тогда, когда в Сербии власть прочно укрепилась в руках сил, ориентирующихся на более тесное сотрудничество с США и Евросоюзом.

Любопытно, что как раз вчера в Брюсселе состоялось совещание министров иностранных дел ЕС, на котором в числе прочих вопросов обсуждались перспективы вхождения Сербии в эту организацию. Министры даже приняли постановление по Балканам, поздравив новое правительство Сербии с успехом.

В Брюсселе европейские чиновники открыто говорили, что этот арест открыл Сербии путь в Единую Европу. Если до сих пор этой стране, как и некоторым другим балканским государствам, обещалась туманная «европейская перспектива», то сейчас ситуация резко изменилась. Как сказал «Времени новостей» осведомленный чиновник Евросоюза, «включение Белграда в европейскую орбиту гораздо важнее для Брюсселя, чем даже прием Хорватии, которая уже официально является кандидатом в организацию». «Сербия имеет ключевое значение для стабилизации всего Балканского региона», -- подчеркнул наш собеседник.

Уже в день ареста Караджича председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу поспешил выступить с заявлением, отметив, что «это очень важно для европейских устремлений Сербии». Верховный представитель по внешней политике и безопасности Хавьер Солана выразил уверенность, что Гаагский трибунал оценит действие Сербии как «полное сотрудничество», а это было одним из условий вступления этой страны в Евросоюз. А глава Европарламента Ханс Герт Петтеринг отметил «ясный знак приверженности сербского правительства своим международным обязательствам».

Наутро после ареста Караджича министр иностранных дел Сербии Вук Еремич поспешил в Брюссель, где встретился с европейским комиссаром по расширению Евросоюза Олли Реном и своими коллегами из стран ЕС. На совместной пресс-конференции с г-ном Реном сербский министр был в приподнятом настроении и выразил надежду, что уже до конца этого года Сербия станет официальным кандидатом в ЕС. Олли Рен в прогнозах был более осторожен, но выразил уверенность, что Брюссель снимет мораторий на выполнение временного соглашения о сотрудничестве с Сербией, которое предусматривает либерализацию торговли.

На Западе также добиваются поимки 65-летнего генерала боснийских сербов Ратко Младича, соратника Радована Караджича. Оба обвиняются в военных преступлениях против мусульман Боснии и Герцеговины, особенно в районе Сребреницы в 1995 году (как считают, от рук сербских формирований там погибло около 8 тыс. человек, включая мирных жителей).

Примечательно, что одновременно власти Сербии смягчают свое противостояние с Западом по поводу объявленной в этом году независимости Косово. Вчера г-н Еремич разделил «два ключевых приоритета» сербского правительства: движение в ЕС и сохранение территориальной целостности, с чем согласился и г-н Рен: «Это два параллельных процесса». Глава МИД Сербии дал понять, что скорее всего уже в ближайшее время Белград вернет своих послов в те страны ЕС, из которых они были отозваны из-за признания ими независимости Косово. При этом сербский парламент все более очевидно затягивает ратификацию важного соглашения об энергетическом сотрудничестве с Россией. Словом, на Балканах опять грядут перемены, и арест Радована Караджича -- верный тому признак.

Первым же поздравил Белград «с новой вехой в сотрудничестве» новый главный прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) Серж Браммерц, как раз на днях собиравшийся посетить Сербию. Сербские власти, как предполагается, после серии допросов передадут Радована Караджича трибуналу, штаб-квартира которого находится в Гааге. Но если руководители НАТО и Евросоюза в один голос назвали случившееся «хорошей новостью», то Россия обошлась без поздравлений. Скупое заявление МИДа расценило арест как «исключительно внутреннее дело Сербии».

Официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко выразил надежду «на беспристрастный характер» следствия и судебного процесса по этому делу. Он предостерег Гаагский трибунал от двойного подхода, напомнив, что этот же суд не раз оправдывал бошняков и косовских албанцев, в частности этим летом -- экс-боевика и лидера Косово Рамуша Харадиная, чья «причастность к совершению военных преступлений не оставляет сомнений». Москва снова призвала постепенно сворачивать работу трибунала, в беспристрастности которого ранее выражала сомнения. Незаконченные же дела, как считают в МИДе, вполне могут быть переданы «вполне зрелым» национальным судебным органам стран бывшей Югославии.

Об аресте 63-летнего Караджича сербские власти объявили в ночь на 22 июля. Но не исключено, что глава МИД Сербии Вук Еремич, будучи в Москве еще в четверг, 17 июля, уже знал о готовившейся спецоперации. Вчера на допросе сам арестант заявил, что его задержали еще 18 июля в 9.30 утра в автобусе в пригороде Белграда и, завязав глаза, спрятали на три дня в какой-то комнате.

Святозар Вуячич, адвокат Радована Караджича, готовит апелляцию, которую подаст в течение трех дней. Еще три дня уйдет на ее рассмотрение. Пока же Караджич содержится в следственном изоляторе специального суда в Белграде, избрав тактику голодовки и молчания. Сербские спецслужбы объявили, что все это время 63-летний беглец жил в стране по фальшивым документам на имя некоего Драгана Дабича. Он отрастил бороду, сильно поседел -- словом, изменился до неузнаваемости и спокойно перемещался по стране. Будучи врачом-психологом по образованию, он практиковал в сфере альтернативной медицины и даже писал популярные статьи в специальных журналах на темы медитации и психологических тренингов. Его жена и дочь живут в Боснии и Герцеговине, откуда им запрещено выезжать.

"Рейтинг Белграда в западных канцеляриях этот арест, безусловно, повысил", -- признал вчера в интервью «Времени новостей» Борислав Милошевич, брат экс-президента Югославии Слободана Милошевича, скончавшегося при странных обстоятельствах в тюрьме Гаагского трибунала в марте 2006 года. Однако наш собеседник сомневается, что арест отразится на темпах вступления Сербии в Евросоюз.

Как напомнила нашей газете руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова, с начала 1990-х годов Запад кормил сербов обещаниями, требуя от них уступок, но вслед за уступками Белграда следовали лишь новые требования: «И вслед за этим шагом придется тоже идти на уступки. Они уступали на всех переговорных процессах, выдали Гаагскому трибуналу Слободана Милошевича, Воислава Шешеля и многих других, но к членству в Евросоюзе это их не приблизило. Думается, что и в случае с Караджичем они от этого вряд ли что-то получат». Пока, однако, и сербские власти, и Евросоюз настроены оптимистично и даже испытывают эйфорию. "Сербия очень серьезно настроена в отношении своего будущего в ЕС", -- повторил вчера вечером в очередной раз глава МИДа страны Вук Еремич.

Очевидно также, что арест Караджича может дать второе дыхание Международному трибуналу по бывшей Югославии. Вчера генсек ООН Пан Ги Мун объявил, что «работа МТБЮ не завершится до тех пор, пока не будут арестованы и преданы суду все те, кто скрывается от правосудия». Борислав Милошевич (кстати, наш корреспондент беседовал с ним по телефону, поскольку политик находится сейчас в белградской больнице) согласился с тем, что арест Радована Караджича "дает новый толчок трибуналу", но выразил надежду, что "возобладает позиция России и других государств, добивающихся прекращения работы суда и передачи незаконченных дел национальному правосудию". Солидарна с ним и профессор Гуськова: «МТБЮ специально создан для доказательства вины сербов во всех конфликтах на Балканах». Эксперт прогнозирует сложный судебный процесс над Радованом Караджичем.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель, Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Станислав ЛЮБИМОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Сербии