Время новостей
     N°131, 23 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.07.2008
Отступление после ремонта
Российские военные железнодорожники покинут Абхазию в августе
Грузинские власти празднуют, как они выражаются, дипломатическую победу -- батальон российских железнодорожных войск в составе 400 военнослужащих, ремонтировавших полотно на участке Сухуми--Очамчира, вскоре покинет территорию Абхазии. Восстановительные работы планируется завершить 6 августа. По сообщению российского военного ведомства, министр обороны России Анатолий Сердюков уже подписал соответствующий приказ, который будет обнародован в ближайшее время.

Переговорный процесс по жизненно важной для региона проблеме железнодорожного сообщения был запущен после встречи президентов России и Грузии в Сочи в марте 2003 года. По итогам той встречи была создана рабочая группа по вопросам восстановления сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию. Российские и грузинские железнодорожники совместно обследовали участок Сухуми -- Очамчира еще в 2005 году, уверяет вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов.

Российские военные железнодорожники были введены в Абхазию 31 мая 2008 года. Владимир Путин, еще будучи президентом России, своими указами в середине апреля поручил правительству разработать меры по оказанию предметной помощи населению Абхазии и Южной Осетии. Правительству России было поручено взаимодействовать с фактическими органами власти непризнанных республик.

Москва расценивала свои действия как оказание гуманитарной помощи. Но ввод в Абхазию российского батальона железнодорожных войск вызвал резко негативную реакцию в Тбилиси, этот акт был назван «агрессией». Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер призвал Россию вывести железнодорожные войска из непризнанной республики. МИД РФ настаивал на законности пребывания российских военных железнодорожников в Абхазии. Грузия требовала вывода подразделений, а заодно и миротворцев. Вопрос о пребывании в Абхазии военных железнодорожников обсуждали в Санкт-Петербурге во время саммита СНГ в начале июня президенты Грузии и России.

Сопротивление российскому желдорбату было не только дипломатическим, хотя батальон находился в Абхазии без оружия. Работу российских военных железнодорожников пытались сорвать. В середине июня на одном из участков железнодорожного пути была снята противотанковая мина ТМ-62М, заложенная примерно за месяц до обнаружения. Мина находилась в боевом положении.

Уже в начале июня российская сторона заявила: батальон железнодорожных войск может полностью восстановить полотно в течение двух месяцев. Именно эти сроки были обозначены в командировочных предписаниях офицеров. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков пообещал, что подразделения российских железнодорожных войск покинут Абхазию через два месяца -- после того, как выполнят поставленную задачу. Хотя абхазы настаивали на трех-четырех месяцах, предлагая расширить фронт работ. Мотивировали тем, что восстановление железной дороги в Абхазии нужно прежде всего для строительства олимпийских объектов в Сочи.

Участок железнодорожного полотна Сухуми--Очамчира не эксплуатировался в течение последних 15 лет, в результате чего произошло естественное разрушение деревянных и металлических элементов дороги. Осложняло работу отсутствие подъездных путей -- трудно было выгружать и складировать материалы. Но российские военные полностью выполнили план ремонта. Батальон восстановил 54 км железнодорожного полотна, поврежденного во время грузино-абхазской войны 1992--1993 годов, восстановлены восемь больших железнодорожных мостов на реках Кодор и Моква (некоторые из них построены еще в 1932--1935 годах), заменено около 10 тыс. шпал, восстановлены один тоннель, 44 малых и средних моста и эстакады, восемь водопроводных труб, около 50 опор, 14 км контактной подвески. Необходимости в присутствии в республике батальона больше нет. Сегодня прорабатываются технические вопросы, связанные с передислокацией подразделения.

Николай ПОРОСКОВ