|
|
N°47, 19 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чего ждать от будущего главы ЦБ
Петр Авен, президент Альфа-банка:
-- Виктор Владимирович Геращенко -- легендарный банкир. Возможно, единственный в мире банкир, которого трижды назначали председателем Центробанка, и у абсолютного большинства банкиров в нашей стране он пользуется безусловным уважением. Я отношусь к их числу. Вместе с тем новое время требует новых людей. Ничем иным, кроме инерции мышления, нельзя объяснить крайне медленный ход банковской реформы в последнее время, практически ее полное отсутствие. Что касается Сергея Игнатьева, мне кажется, это очень удачное решение президента. Игнатьев -- один из самых умных и образованных экономистов, и, что не менее важно, он глубоко порядочный человек.
Дарья Долгорукова, главный бухгалтер AIG Investement Bank:
-- Для западных банков, работающих в России, не так уж и важно, кто именно возглавляет Центральный банк. Но при г-не Геращенко всех устраивало, что правила игры были хорошо известны. Особенных преференций никто не получал, но и чрезмерных строгостей тоже не было. Хочется верить, что новое руководство не будет резко менять правила игры.
Алексей Воробьев, аналитик инвестиционной группы «Атон»:
-- Я отрицательно отношусь к изменениям, произошедшим в Центральном банке. Над Геращенко давно сгущались тучи, которые и привели к отставке. Основная причина -- несогласие Геращенко с реформой ЦБ, лишающей банк независимости. По существу, через национальный банковский совет (НБС) можно провести абсолютно любое решение, включая изменения в денежно-кредитной политике. Может быть, прозрачность и повысится, но остается вопрос, нужна ли она. Видимо, Геращенко не смог договориться с президентом Путиным.
Что касается Игнатьева, то по тем заявлениям, которые он уже сделал, видно, что он человек компромисса. Он менее независим, больше готов к выработке совместной стратегии по реформе ЦБ. Однако в остальном его заявления мало отличаются от позиции Геращенко. Он явно придерживается тех же принципов -- стабильность курса рубля, недопущение спекуляций, накапливание золотовалютных резервов и так далее. Единственное принципиально отличие кроме позиции по НБС -- это вопрос выхода ЦБ из капитала госбанков. Геращенко планировал завершить его к 2005 году, а Игнатьев заявил, что это произойдет к 1 января 2003-го. Это важный политический задел, не забывайте, что в 2004 г. предстоят выборы.
Александр Корчагин, начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Проспект»:
-- Новость по внешним признакам громкая, но по сути она ничего не должна менять. Виктор Геращенко на деле доказал, что способен проводить внятную денежную политику, а новому человеку еще предстоит это сделать. Рубль, я уверен, никак на отставку не отреагирует, но подобные действия подрывают прогнозируемость ситуации. Подозреваю, что у Геращенко все равно не получилось бы остаться, да и сам он говорил, что не собирается вновь баллотироваться на этот пост, поэтому непонятно -- зачем было так спешить.
Игорь Лисиненко, председатель общественной организации «Деловая Россия», депутат Госдумы:
-- Уход Виктора Геращенко с поста главы Центробанка означает окончание посткризисной эры. Теперь роль ЦБ объективно должна снижаться. Несомненно, Геращенко блестящий антикризисный менеджер, что он в полной мере продемонстрировал в августе 1992 г. и в сентябре 1998-го, спасая экономику России от коллапса. Но сейчас деятельность ЦБ стала тормозить экономическое развитие. И это отчетливо проявилось в последние полгода, когда российская экономика начала заметно сбавлять обороты.
В новых условиях на посту главы ЦБ нужен человек более близкий правительству, чем самостоятельный Геращенко.
Что же касается того, как отразится отставка Геращенко на дальнейшей политике Центробанка, думаю, что некоторое ослабление рубля, которое в самом ближайшем будущем предрекают мои коллеги-экономисты, пойдет только на пользу отечественной экономике, показавшей нулевой рост за последние пять месяцев.
Алексей Терехов, партнер компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты», директор департамента банковского аудита:
-- С точки зрения предложенной кандидатуры Игнатьев, на мой взгляд, самый подходящий, поскольку он -- человек «команды», а главное, человек с опытом как государственной работы, так и работы в ЦБ. К тому же он принимал участие в разработке нового закона.
Хотя Геращенко -- человек непредсказуемый, и тут, как обычно, поступил неожиданно. Но его отставка -- это просто констатация существующей ситуации. Пришло время кардинальных изменений в банковской сфере. Пока сложно оценить плюсы и минусы, но с точки зрения сегодняшней ситуации это решение, которое заслуживает доверия.
Беседовала Вера СИТНИНА