Время новостей
     N°131, 23 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.07.2008
Гарантийный взнос
Правительству предложат оплатить реформу здравоохранения
Предварительный вариант финансового обоснования среднесрочной программы развития отечественного здравоохранения до 2012 года уже практически готов. На днях Минздравсоцразвития представит его на согласование в Минфин. Чиновников подгоняют как сроки верстки трехлетнего госбюджета, в который будет заложена часть ассигнований на реализацию реформ в здравоохранении, так и президент. «Времени для согласований было достаточно, пора принимать решения», -- заявил недавно Дмитрий Медведев, призывая руководителей Минздравсоцразвития и Минфина побыстрее огласить цифры. По информации «Времени новостей», до 15 августа согласованный проект среднесрочной программы должен поступить в правительство.

Правда, и сегодня чиновники не решаются назвать цифру, в которую эксперты министерства оценивают все затраты на обеспечение гарантий в сфере здравоохранения на ближайшую пятилетку. Известно только, что программа госгарантий (то есть затраты непосредственно на медицинское обслуживание граждан) в прошлом году обошлась бюджетам всех уровней в 897,3 млрд руб., что на треть больше, чем в 2006 году. Тогда на обеспечение государственных гарантий было потрачено 690,7 млрд руб. Представители Минздравсоцразвития лишь подчеркивают, что темпы роста не только сохранятся, но и увеличатся и при этом произойдет перераспределение финансовых потоков.

В 2007 году программа госгарантий на 63,4% финансировалась из бюджетов и только на 36,6% из средств системы обязательного медицинского страхования. Как признают в Минздравсоцразвития, дефицит финансирования территориальных программ ОМС в прошлом году в целом по стране составил 65,4 млрд руб., причем недостаток средств наблюдался в 60 субъектах федерации. Столь значительный дефицит обусловлен в основном недовыполнением региональными органами исполнительной власти обязательств по уплате страховых взносов на страхование неработающих граждан. Уже в 2009 году для выравнивания ситуации в регионах Татьяна Голикова предложила изменить методологию распределения средств. По ее словам, общий объем финансирования программы госгарантий будет разделен на две части. Первая (до 90%) будет направляться на сокращение дефицита территориальных программ ОМС. А вторая (до 10%) станет стимулирующей частью, которая будет распределяться между субъектами РФ, достигшими лучших показателей по снижению общего уровня смертности, младенческой смертности, выходу на инвалидность. Таким образом, регионы, снижающие показатели смертности, будут получать дополнительную финансовую помощь на развитие здравоохранения.

Именно систему ОМС правительство намерено сделать основным источником финансирования медицинской отрасли. Сейчас деньги поступают в здравоохранение как минимум из 18 различных источников. В частности, помимо системы ОМС ассигнования идут из местных и региональных бюджетов, а также по различным целевым программам (только на федеральные программы в прошлом году было израсходовано 7,7 млрд руб.). Правда, переход на одноканальное финансирование -- задача долгосрочной программы развития отечественного здравоохранения, рассчитанной до 2020 года. У среднесрочной программы -- до 2012 года -- менее глобальные цели. Как пояснили «Времени новостей» в Минздравсоцразвития, по сути, она призвана решить одну важную техническую задачу: помочь плавно завершить национальный проект «Здоровье» и перейти от экстренных мер поддержки отечественной медицины к стабильной системе администрирования. Из национального проекта в нее перейдут проекты по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и снижению смертности в результате ДТП, программа реорганизации службы крови. А с 2009 года в рамках среднесрочной программы начнут работать две принципиально новые подпрограммы: снижения смертности в результате онкологических заболеваний и формирования здорового образа жизни (без алкоголя и табака).

Подпрограмма по онкологии обсуждалась давно и, как считают в Минздравсоцразвития, станет настоящим прорывом. Она направлена в первую очередь на увеличение доступности ранней диагностики злокачественных новообразований. Для этого планируется ввести новые схемы диспансеризации населения и улучшить лабораторную базу. «Свои предложения по схемам логистики пациентов с выявленными онкологическими заболеваниями нам прислали все ведущие онкологи страны. Программа определит четкий порядок того, что нужно делать и на каком этапе», -- пояснили «Времени новостей» в министерстве. Сверхзадача этой подпрограммы -- восстановление онкологической службы как таковой, ведь эта инфраструктура была фактически полностью утрачена после развала союза. Учитывая, что больные раком не включены в федеральную программу обеспечения дорогостоящими препаратами, отдельная строка в бюджете может компенсировать недостаточное внимание к этой проблеме.

Для решения новых задач Министерство здравоохранения и социального развития для начала изменилось само: число департаментов увеличилось до двадцати. «В числе новых, в частности, департамент развития медицинского страхования и департамент информатизации, которые созданы для решения основных задач концепции развития здравоохранения до 2020 года», -- сообщила вчера г-жа Голикова. Через неделю будут объявлены имена руководителей всех департаментов -- именно им придется реализовывать среднесрочную программу, деньги на которую Минздравсоцразвития сейчас выбивает в Минфине.

Однако эксперты отмечают, что аппетит медицинских чиновников может быть явно завышенным. «Государственный сектор здравоохранения при реализации среднесрочной программы способен поглощать от 1,5 до 2 трлн руб. в год, -- считает директор Института проблем общественного здравоохранения Юрий Крестинский. -- Но несмотря на постоянное увеличение ассигнований на медицину в нынешних условиях, львиная доля средств просто растворяется в системе». По мнению эксперта, эти вливания только увеличивают себестоимость всех процессов в здравоохранении, вызывая своеобразную инфляцию. «Сегодня средняя стоимость некоторых медицинских услуг в государственном сегменте уже превышает рыночную. Закупочная стоимость одной единицы медицинской техники часто отличается от региона к региону в шесть раз. Что говорит о несостоятельности руководителей здравоохранения на местах в вопросах управления финансами», -- рассказал г-н Крестинский «Времени новостей».

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Здравоохранение и социальное развитие