Президиум правительства одобрил вчера предложение главы МВД Рашида Нургалиева, настаивающего на внесении в Уголовный кодекс поправок, которые
ужесточают наказание для пьяных водителей, ставших виновниками дорожно-транспортных происшествий. «Полагаю, что это решение давно назрело!» -- поддержал вчера инициативу министра премьер Владимир Путин.
Путин также считает необходимым ужесточение уголовной ответственности для тех, кто сел за руль в нетрезвом виде и по чьей вине погибли люди. Чтобы подчеркнуть важность проблемы, глава правительства привел данные статистики происшествий только за один день -- в минувшее воскресенье. 20 июля, в России было зафиксировано более семисот крупных ДТП, в которых погибли 122 человека, в том числе пятеро детей; увечья получили 924 человека, из них 84 ребенка.
О том, что количество погибших и пострадавших в дорожных происшествиях остается недопустимо высоким, говорил и Рашид Нургалиев. По его словам, в целом за первое полугодие на дорогах России произошло 90,6 тыс. аварий, в которых погибли 11,7 тыс. человек, 111,5 тыс. ранены. «Каждое четырнадцатое ДТП происходит с участием водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения», -- подчеркнул руководитель МВД, настаивая на ужесточении наказаний для пьяных автомобилистов, ставших виновниками аварий. Разработчики поправок в УК предполагают ввести в ст. 264 кодекса (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) «такой признак состава преступления, как нахождение лица, совершившего преступление, в состоянии опьянения». Иными словами, если виновником ДТП стал нетрезвый водитель, то этот факт должен рассматриваться как отягчающее обстоятельство. Сейчас закон не делает различия для пьяных и трезвых правонарушителей.
Особенность поправок, предложенных г-ном Нургалиевым, заключается в «безальтернативности» санкции, которая будет применяться к нетрезвым водителям, проходящим по 264-й статье, -- наказанием для них может быть только лишение свободы. Как известно, само по себе вождение в нетрезвом виде является не уголовным преступлением, а административным правонарушением, которое по ст. 12.8 КоАП карается лишением водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет. «Согласно данным судебной статистики, в 2007 году к административной ответственности за это правонарушение были привлечены более 464 тыс. человек», -- сообщили вчера агентству ИТАР-ТАСС в судебном департаменте Верховного суда России. Примерно столько же нарушителей -- 506 тыс. человек -- не выполнили требования инспекторов ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования, что, по сути, равнозначно пребыванию за рулем подшофе.
Если одобренные вчера президиумом правительства поправки будут приняты, то за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, виновник аварии может быть приговорен к лишению свободы на срок до трех лет с обязательным лишением водительских прав. Если же вследствие происшествия погиб человек, то наказание должно быть увеличено до семи лет (для сравнения: трезвому нарушителю грозит до пяти лет), а если ДТП привело к гибели двух и более человек, то преступник может провести за решеткой девять лет (а не семь, как в нынешней редакции кодекса).
По словам г-на Нургалиева, предложенные правительством поправки в УК планируется внести на рассмотрение Госдумы после того, как нижняя палата осенью возобновит свою работу. Думский спикер Борис Грызлов уже пообещал, что депутаты (во всяком случае, члены фракции «Единой России», объединяющей большинство парламентариев) поддержат законопроект. «Я думаю, что эта мера, безусловно, должна быть поддержана», -- подчеркнул в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. По мнению депутата, наказание, которое сейчас установлено статьей 264 УК, не соответствует степени ответственности нарушителя. «На стадии анализа законодательства всегда возникал вопрос о несоответствии тяжести последствий данного преступления и уголовного наказания, предусмотренного за это преступление», -- поясняет г-н Плигин. По его словам, принимая УК, законодатели подразумевали, что нарушение правил движения, приводящее к увечьям и гибели участников ДТП, зачастую происходит по неосторожности. Но если виновником аварии стал нетрезвый водитель, то нельзя вести речь о неосторожности и случайности -- нарушитель сугубо добровольно сел за руль пьяным, это был его выбор, за который преступник должен отвечать по всей строгости, подчеркивает г-н Плигин.