|
|
N°129, 21 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взятка без адреса
Адвоката обвинили в пособничестве несостоявшемуся преступлению
Замоскворецкий районный суд столицы, как стало известно «Времени новостей», на минувшей неделе выдал санкцию на арест адвоката московской коллегии адвокатов «Эгида» 56-летнего Юрия Ерпылева. По версии следствия, он выступал посредником при передаче взятки в 50 тыс. долл. от руководства одной столичной фирмы, предназначавшейся якобы сотруднику департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД, оперуполномоченному по особо важным делам Гостохову. В обмен на это руководителям фирмы якобы обещали не возбуждать уголовное дело в связи с выявленными у них налоговыми нарушениями.
Сам г-н Ерпылев свою вину категорически отрицает, считая это дело провокацией. При этом никаких официальных претензий в адрес сотрудника МВД, для которого адвокат будто бы брал деньги, по крайней мере пока, не выдвинуто.
Как выяснилось, в поле зрения сотрудников департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД г-н Ерпылев попал в апреле этого года, когда к ним обратился с заявлением юрист компании ООО «Рэкс-Медиум» Станислав Озорной (имя и название компании изменено в интересах следствия). Из заявления следовало, что зимой этого года в фирме проводилась налоговая проверка сотрудниками ДЭБ и налоговой инспекции №5, в ходе которой были выявлены значительные нарушения. В апреле, как сообщил юрист, г-н Гостохов якобы вызвал его на беседу и рассказал, что в отношении руководства фирмы можно возбудить уголовное дело по факту отмывания денежных средств и уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере. При этом милиционер будто бы оговорился, что этот вопрос можно и «замять». В случае согласия юристу посоветовали обратиться к адвокату Юрия Ерпылеву.
Как следует из заявления Озорного, на первой же встрече с адвокатом ему было еще раз сказано, что возбуждение уголовного дела зависит от Гостохова, который в любой момент может передать материалы налоговой проверки в следственные органы. Но решить вопрос можно и «мирно», передав оперативнику через адвоката определенную сумму. Юрист заявил, что обсуждал размер вознаграждения с адвокатом Ерпылевым много раз -- и при личных встречах, и по телефону, и в конце концов они сошлись на 50 тыс. долл. К своему заявлению в ДСБ юрист приложил и несколько аудиокассет, на которые с помощью диктофона записал значительную часть переговоров по поводу взятки.
Дальнейшие переговоры шли под контролем оперативников ДСБ, которые поставили на прослушку все телефоны г-на Ерпылева. В результате сыщикам удалось записать разговор Озорного с адвокатом, в котором последний говорил, что для подстраховки нужно заключить фиктивный договор на оказание юридической помощи, который на самом деле он не будет регистрировать, а после получения денег обещал и вовсе уничтожить. После этого Следственный комитет при прокуратуре Москвы (СКП) возбудил уголовное дело по ст. 290-4 (получение взятки).
Передачу денег назначили на 5 мая в кафе «Пирамида» на Тверской улице, 18А. Оперативники снабдили Озорного аудиовидеоаппаратурой, вручили «куклу» из 14 тыс. долл., заранее помеченных спецсоставом. Сразу же после передачи денег г-на Ерпылева задержали, но после первого допроса были вынуждены отпустить. Согласно УПК, адвокат относится к числу так называемых спецсубъектов -- лиц, в отношении которых уголовное дело может быть возбуждено лишь с разрешения суда. Соответствующее ходатайство СКП Тверской райсуд удовлетворил лишь 15 июля. В тот же день г-ну Ерпылеву было предъявлено обвинение по ст. 30-3, 33-5, 290-4 (пособничество в покушение на получение взятки), а на следующий день Замоскворецкий райсуд выдал санкцию на его арест.
Г-н Ерпылев отказался как признать вину, так и вообще давать показания, воспользовавшись ст.51 Конституции. В связи с этим за отсутствием четких показаний на г-на Гостохова следователи ему предъявлять обвинения не стали.
Руководитель коллегии «Эгида» Олег Колесников, представляющий интересы г-на Ерпылева, заявил, что его подзащитного просто подставили, а само дело было возбуждено с грубейшими нарушениями. «Соглашение на оказание юридических услуг с клиентом Ерпылев зарегистрировал сразу, так что я не понимаю, почему следствие утверждает, что это была якобы фикция, -- рассказал «Времени новостей» г-н Колесников. -- Кроме того, все оперативные действия проводились незаконно. У оперативников не было санкции суда на прослушивание телефонов адвоката. К тому же они прослушивали не только Ерпылева, но и всех остальных сотрудников коллегии, что запрещено Законом об адвокатуре. А получив разрешение Тверского суда на привлечение его к уголовной ответственности, Ерпылеву не дали возможности обжаловать это разрешение в течение десяти дней. Зато следствие сразу же задержало его и провело следственные действия. При этом следствие говорит, что в любом случае наказания ему не избежать. Мол, если не удастся «притянуть» оперативника ДЭБ, то Ерпылеву переквалифицируют обвинение на мошенничество».
Екатерина КАРАЧЕВА