|
|
N°130, 22 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потешная флотилия
Фестиваль «Архстояние-2008» поплыл по Угре
Ставший настоящей лабораторией архитектурных идей фестиваль «Архстояние» снова оказался одним из главных летних событий архитектурной жизни страны. Замысловато, однако. Как если бы мы вернулись во времена Петра I с его забавками в виде потешных полков в селах Преображенском и Семеновском, игрушечной флотилией на Плещеевом озере и крепостью Прешбург на яузском берегу. Именно они ведь в то время были главными заявками на большие свершения большой истории. То есть при всей своей игрушечности главными событиями культурной и политической жизни России. Но если событийность историческая в петровскую эпоху все-таки переросла мальчиковую стадию, то современной отечественной архитектуре в нежном возрасте пребывать ох как комфортно. Единственный шанс реализовать свои фантазии без оглядки на капризы заказчиков, застройщиков, подрядчиков тож. Потому потешились в этом году на славу. И на воде.
За пятнадцать километров от деревни Никола-Ленивец в художественной колонии ОАО «Никола-Ленивецкие промыслы» благодаря кураторской воле Юлии Бычковой, Антона Кочуркина, спонсорской поддержке «Атолл», «Новый город», Vip to Vip, Forbo, Marmoleum, Dorma, Bars, Autodesk, Softline, Consistent Software выстроились в ряд пять плавучих объектов. Один другого краше. Французы Франсуа Роше и Стефании Лаво придумали плот в форме укрепленного на обручах китайского фонарика. Тканый корпус судна стал отличным маяком всей потешной флотилии. По руслу Угры этот дом-фонарик плыл с подлинно французской грацией, изящно пританцовывая и чуть кокетливо вертясь на поворотах. Глядя на него, невольно думал, что парад на воде еще и оммаж русскому авангарду. Силуэт татлинской башни угадывается в фонарике тоже.
Авангардно выглядит и плот, спроектированный штурманом всей потешной флотилии, капитаном-художником Александром Пономаревым. Плот напоминает рубку подводной лодки с крыльями. Он самый быстрый и на вид хищный. Глядя на него с берега, подумал, что он похож на клюв нырнувшей под воду грозной птицы. Внутри плот Пономарева оказался самым комфортным и рационально спроектированным. С каютами, зоной отдыха, палубами и даже отсеками для шлюпок и сигнальной спецракеты.
Плавучий дом-сауну с растущим деревом на крыше спроектировали финские архитекторы Сами Ринтала, Дагур Эггертсон, Вибеке Яннсен. Кто желает, может понарошку попариться в сауне, а потом охладиться в бассейне, вырубленном прямо в дне плавучего домика. Архитектор с говорящей в данном случае фамилией Владимир Плоткин придумал деревянный круглый дом, двигающийся по воде подобно водомерке -- легко и стремительно. Некоторые зрители справедливо предложили и другую ассоциацию: поставленный на наклонные опоры цилиндрический объем с круглыми прорезями для мачт напоминает гигантскую палитру с воткнутыми в нее кистями. Наконец, самый солидный, будто уважаемый шкаф, объект придумал и реализовал со своей мастерской Тотан Кузембаев. Перекрытый двускатной кровлей здоровенный параллелепипед, стены которого превратились в шахматные доски благодаря чередующимся квадратным окошкам и пластиковым кирпичикам -- контейнерам из IKEA, есть прямое обращение к теме Ноева ковчега, в карманы-контейнеры которого можно положить все самое важное для жизни. Поскольку все выросшие на понтонах плавающие архобъекты и объединены темой «Ноев ковчег», плот Кузембаева стал оплотом самой идеи.
С вечера 18 июля вереница плотов до поздней ночи двигалась по потрясающе красивым берегам узкой, но быстроводной Угры. Стремительный и легковесный французский фонарик своевольно норовил вырваться далеко вперед. Неспешный и надежный ковчег Кузембаева важно замыкал парад-алле. Ведомые с помощью шестов плоты то отдалялись друг от друга, то сцеплялись красивой гирляндой. Гости дефилировали от одного дома к другому. Между плотами носились юркие байдарки, пробуждая воспоминания о картинах Каналетто с парадными выплывами венецианских дожей и морем гондол вокруг. Разгоряченные беседой и жаркой погодой гости ныряли в прохладную воду Угры прямо с бортов плавучей архитектуры. После ночлега в Никола-Ленивце живописная деревенька на воде под звуки самоотверженно играющего на проливном дожде на отдельном плоту-платформе военного оркестра триумфально завершила свое шествие в соседней деревне Звизжи, где ее встречали сотни телекамер, восторженные туристы с зонтиками и платочками, а также многие важные, достойнейшие люди, включая посла Французской Республики.
Праздник, как обычно в Ленивце, удался. А хрупкость и эфемерность призванных спасать человечество от погодных катаклизмов плавающих ковчежцев только усилили параллели с потешной флотилией юного Петра и заставили вспомнить, что самое интересное в современной российской архитектуре все-таки случалось и случается на фронтах концептуального проектирования.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Никола-Ленивец -- Москва