Время новостей
     N°129, 21 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.07.2008
Пить-стоп
МВД предлагает «безальтернативные санкции» для нетрезвых виновников ДТП
Для того чтобы водители, севшие за руль в нетрезвом виде, понесли действительно заслуженное наказание, недостаточно тех мер, которые предусматривают обновленные статьи Кодекса об административных правонарушениях. Наказание пьяных водителей может стать действенным лишь в том случае, если будет ужесточена уголовная ответственность за это преступление. Такого мнения придерживается министр внутренних дел Рашид Нургалиев, который представит сегодня на заседании президиума правительства законопроект, вносящий поправки в ст. 264 Уголовного кодекса («Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств»).

В этой статье идет речь о наказании за совершение ДТП, которое повлекло за собой смерть одного или нескольких человек или же стало причиной «причинения тяжкого вреда здоровью». Разработчики поправок в УК подчеркивают: нынешняя редакция кодекса устанавливает одинаковые санкции как для пьяных, так и для трезвых водителей, что не вполне логично.

«Только за шесть месяцев 2007 года на дорогах нашей страны произошло почти 100 тыс. ДТП, в которых погибли более 12,9 тыс. и получили ранения свыше 123 тыс. человек, при этом каждое тринадцатое ДТП в Российской Федерации совершено водителями, находящимися в нетрезвом состоянии», -- говорится в пояснительной записке, приложенной к законопроекту.

Авторы поправок предлагают внести в 264-ю статью «такой признак состава преступления, как нахождение лица в состоянии опьянения». Напомним, что по нынешнему УК алкогольное или наркотическое опьянение никак не влияет на квалификацию преступного деяния -- в отличие от УК РСФСР, где это состояние было включено в перечень обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность. В МВД полагают, что за вождение в нетрезвом виде, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, должна использоваться «безальтернативная санкция» -- лишение свободы на срок до трех лет. Сейчас максимальное наказание -- два года лишения свободы, но нарушитель может отделаться и условным сроком. Часть 2 ст. 264 устанавливает: если нарушение ПДД стало причиной гибели человека, самым тяжелым наказанием для правонарушителя может стать заключение на срок до пяти лет, а если погибли двое и более человек -- семь лет. Законопроект предполагает, что для тех, кто совершил это преступление, находясь за рулем в нетрезвом виде, максимальное наказание будет увеличено -- соответственно до семи и девяти лет лишения свободы. «Изменения законодательства РФ позволят значительно снизить количество ДТП и тяжесть их последствий», -- уверены разработчики поправок.

«Почему считается, что любое ужесточение санкций гарантирует уменьшение количества правонарушений и повышение правовой сознательности?» -- задается вопросом президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» юрист подчеркнул: наказание за вождение в нетрезвом виде должно быть суровым, но в нынешних условиях любое увеличение наказания в первую очередь скажется на «взяткоемкости» тех, кто первым оказывается на месте происшествия, -- сотрудников ГИБДД. «Эти поправки будут работать на карман автоинспектора, а потом -- на карман следователя и карман судьи», -- уверен адвокат Травин.

Юрист считает, что стремление МВД «криминализировать» ответственность за дорожно-транспортные происшествия -- это фактически «признание беспомощности органов внутренних дел», которые не могут обеспечить должную профилактику этих правонарушений. «Вместо того чтобы сказать: «Мы изучили причины, влекущие за собой ДТП с пострадавшими, мы изучили условия, способствующие совершению таких ДТП, мы создали хорошую разметку, светофоры, перекрестки и теперь на стадии профилактики можем предотвращать аварии», -- они перекладывают ответственность на суды и на Минюст», -- подчеркивает Виктор Травин.

В то же время адвокат скептически оценивает перспективу принятия поправок, разработанных ведомством г-на Нургалиева. «Как известно, причинение вреда средней тяжести в порядке гуманизации законодательства «перетащили» из уголовного в административное законодательство, -- напоминает г-н Травин. -- Неужели министр думает, что депутаты, которые два года назад внесли «среднюю степень тяжести» в КоАП, теперь все «отыграют назад»?»

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  ГИБДД и ПДД