|
|
N°47, 19 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Багдаде все русские на одно лицо
Иракцы будут и дальше творчески распределять нефтяные квоты
Иракские власти, вняв просьбам Москвы, обязались вчера «максимально учитывать рекомендации Минэнерго России по распределению квот на экспорт иракской нефти». Но не отказались от намерения и дальше проявлять (хотя это сильно озадачивает российских нефтяников) творческую инициативу в этом щекотливом вопросе. Зато они решительно подтвердили, что не менее 35--40% от общего объема экспорта их нефти будут вывозить из Ирака именно российские компании. В прошлом году, по данным министерства нефти Ирака, россияне экспортировали из страны 213 млн баррелей нефти, что несколько меньше показателей предыдущих двух лет.
В целом работа долгожданного 4-го заседания российско-иракской Межправительственной комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству завершается сегодня на оптимистичной ноте. На фоне приготовлений США к серьезной военной акции против Ирака это даже удивляет. Но, видимо, иракцы и россияне сильно соскучились по обстоятельному обсуждению накопившихся проблем. Межправкомиссия, где от обеих сторон председательствуют министры энергетики, последний раз собиралась осенью 1999 года в Багдаде, хотя должна созываться каждый год. Помешала министерская чехарда в российском энергетическом ведомстве. И вот наконец-то. Иракского министра нефти Мухаммада Амра Ар-Рашида, в прошлом генерала войск ПВО, приняли вчера в Москве его российский коллега Игорь Юсуфов и глава МИД России Игорь Иванов.
Стороны были предельно откровенны, да и скрывать тут нечего. Россияне очень хотят работать в Ираке, где под оплату любого контракта много нефтедолларов. А иракцы и впредь готовы оказывать нашим компаниям предпочтение за то, что Россия активно добивается снятия с Ирака международных санкций, действующих с 1990 года. Разрушенная экономика страны нуждается в скорейшей реанимации. По запасам нефти и газа Ирак, а разведка его богатств еще впереди, вполне может обогнать мирового лидера Саудовскую Аравию.
«К сегодняшнему заседанию мы подготовили долгосрочную программу сотрудничества на 60 млрд долларов», -- заявил газете «Время новостей» посол Ирака в России Мозхер Аль-Дурри. Однако, по нашим данным, до сегодняшнего вечера так и не прояснится, готова ли Россия поставить подпись под планом с таким размахом. Скорее на межведомственное согласование понадобится дополнительное время. Российские структуры тщательно проверяют план на соответствие международным санкциям, нарушать которые Москва не рискует.
С оглядками россиян на санкции иракцы борются по-своему. Один из способов -- то самое распределение нефтяных квот, спор о котором зашел вчера. Посредничество в экспорте иракской нефти в рамках гуманитарной программы ООН приносит стабильный доход. Раньше иракцы более-менее придерживались того списка компаний-участников, что предлагало Минэнерго России. Координатором выступала «Зарубежнефть». «Но теперь мы почти отошли от координации в этом процессе. Зато координируем программу обучения иракских студентов в Москве, затраты на которую за три года составят 1 млн 300 тыс. долларов. Что касается иракского экспорта, то с прошлого августа наша компания пока не принимает в нем участия. Отчасти мы пошли на это сознательно. Для серьезной компании посредничество в нефтяном экспорте вопрос несущественный», -- объяснил газете «Время новостей» гендиректор «Зарубежнефти» Николай Токарев.
Как стало известно нашей газете, иракцы в последнее время сами решают, кому давать нефтяную квоту, а кому нет. Так ее лишился ЛУКОЙЛ. Он как бы наказан за невыполнение контракта по освоению месторождения-гиганта «Западная Курна-2». Зато квоты получили мелкие фирмы, за которыми стоят МЧС или депутаты от КПРФ и ЛДПР. «У вас есть политики и партии, известные своей поддержкой Ирака. И мы их благодарим», -- оправдывался вчера в ходе дискуссии сотрудник иракского министерства нефти Али Хасан. Он просил не воспринимать как разногласия проблему того, что Багдад по своему выбору забирает квоты от одних россиян в пользу других: «Для нас все они -- Россия. Все русские равны». Так что тем патриотам, что лишились квоты, остается утешиться, что в целом доля России не пострадает. Или настойчивее проявить солидарность с Багдадом.
Елена СУПОНИНА