Девятидневный зарубежный визит сенатора Барака Обамы, в который он отправился накануне своего дня рождения (в начале августа ему исполнится 47 лет), привлекает сейчас большое внимание. Ведь наиболее важные регионы мира посещает кандидат от Демократической партии на пост президента США, который в случае победы на ноябрьских выборах будет определять внешнюю политику страны на ближайшие четыре года.
В конце турне Барак Обама посетит ключевые страны Европы --
Германию, Францию, Великобританию. Сегодня же в его программе встречи с руководством Иордании и лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Предположительно, что всю среду сенатор проведет в Израиле, где его собеседниками будут премьер Эхуд Ольмерт, президент Шимон Перес, министр иностранных дел Ципи Ливни, министр обороны Эхуд Барак, а также лидер партии оппозиционной партии «Ликуд», бывший премьер Биньямин Нетаньяху. Точные даты и места встреч американского политика засекречены по соображениям безопасности, что придает визиту дополнительную интригу.
Уже само начало этой поездки развивалось в стиле детектива. В составе делегации американских законодателей Барак Обама неожиданно прибыл в Афганистан в субботу, 19 июля, без обычного эскорта журналистов. Он пообщался с президентом Хамидом Карзаем, а на американской базе в Джелалабаде встретился с губернатором этой провинции. На переговорах в Афганистане он пообещал помочь этой стране не только в сфере безопасности, но и в восстановлении экономики. Еще до визита Барак Обама выступил с предложением увеличить воинский контингент в Афганистане минимум на две бригады, то есть на 7000 человек. Он считает, что в Афганистане американцам «нужно больше войск и больше вертолетов», а высвободить эти силы можно будет за счет поэтапного, но обязательного вывода войск из другой горячей точки --
Ирака. "Центральным фронтом борьбы с терроризмом", по его словам, должен стать Афганистан.
В Афганистане, переодевшись после официальных переговоров в легкие брюки цвета хаки и клетчатую рубашку, сенатор побеседовал на военной базе с американскими командирами и рядовыми военнослужащими, интересуясь их настроениями. Нашлось даже время для короткого баскетбольного матча, когда Обама поддразнивал одетых в военную форму зрителей: «Знаю, зачем вы собрались -- чтобы посмотреть, как ваши сослуживцы обыграют меня».
В похожем стиле был выдержан и краткий визит Обамы в фронтовой Ирак, сообщения о чем в СМИ отличались противоречивостью из-за все тех же требований безопасности. И там, и в соседнем Кувейте, где он также побывал, сенатор говорил о том, что американцам надо уходить из Ирака в соответствии с определенным графиком и в темпе одна или две бригады в месяц. Иракский премьер Нури аль-Малики рассказал, что кандидат от демократов в президенты США пообещал ему вывести войска в течение 16 месяцев после прихода в Белый Дом. Обнародование этих сроков вызвало критику со стороны многих американских военных и кандидата в президенты от республиканцев Джона Маккейна. Они считают, что сокращать военное присутствие в Ираке преждевременно, а объявлять о графике этого процесса -- опасно и на руку противнику.
Для претендента на Белый Дом эта поездка -- беспрецедентное явление в истории Америки. Внимание к деталям, уровень встреч, меры безопасности во многом идентичны к обеспечению визитов высших государственных руководителей. Интерес к визиту со стороны средств массовой информации необычайно велик. На 40 корреспондентских мест на борту самолета Обамы претендовало более двух сотен «акул пера и микрофонов». Главные звезды новостных программ самых больших американских телесетей -- Чарлз Гибсон (Эй-би-си), Брайан Уильямс (Эн-би-си) и Кэти Курик (Си-би-эс) -- знакомят зрителей с подробностями заморского путешествия харизматичного политика непосредственно с места действия.
На этом фоне несколько забавно звучат уверения избирательного штаба Обамы, что визит не имеет отношения к президентской кампании сенатора. «Это не агитационная избирательная поездка, -- утверждает советник по связям с общественностью Роберт Гиббс, -- это не митинг и не пропагандистское собрание, это просто серия содержательных встреч с друзьями и союзниками». Да и сам Обама отвечал во время пребывания в Афганистане и Ираке, что ему интересней «слушать людей, чем говорить самому»: «Я отправился в поездку как сенатор США, это задача президента страны -- осуществлять внешнюю политику».
«Разумеется, это почти президентская поездка, это продолжение избирательной кампании, -- говорит на это в интервью «Времени новостей» вашингтонский аналитик Антония Боднар. -- Это ответ на критику республиканского кандидата Джона Маккейна, упрекавшего Обаму в отсутствии внешнеполитического опыта, в наивности, в незнании положения дел на местах в проблемных регионах. Обама поехал приобретать внешнеполитические очки. После возвращения его речи и аргументация пополнятся ссылками на конкретных людей, цитатами из бесед с военными, политиками и государственными деятелями, известными в США. Это должно ослабить негативное влияние республиканских нападок на ограниченный опыт молодого сенатора в ведении зарубежных дел. Обама в последние недели уделял много внимания этим вопросам. И речь шла не только об Ираке, Афганистане, израильско-палестинском конфликте. Он резко выступил против предложения Маккейна исключить из «большой восьмерки» Россию, назвав это ошибкой, которая бы не позволила остановить распространение ядерного оружия».
Не все эксперты, правда, уверены в позитивных приобретениях этого визита. При столь пристальном внимании прессы и высоких ставках, считает, в частности, республиканский специалист по политическим стратегиям Вин Уэбер, "малейшая оплошность, самая незначительная ошибка могут принести совершенно не тот результат, на который рассчитывает азартный игрок". По его словам, европейская часть визита Обамы смотрится как президентский визит, но американцы "совершенно не потерпят, чтобы выборы их президента, даже косвенно, оказались под европейским влиянием". Штаб Джона Маккейна выразил свое недоумение «выносом национальной избирательной кампании за пределы Америки». Советник республиканца Чарльз Блэк заявил, что они поставят перед телесетями вопрос о равном доступе кандидатов к эфиру. 71-летний Маккейн не без вызова в адрес демократа отправился в американскую глубинку, сконцентрировавшись на высоких ценах на бензин, сложностях с ипотекой, тревожном падении автомобильного производства и иных внутренних делах.