Представляемые на выставках вооружения и военной техники образцы различных изделий воспринимаются прежде всего не как экспонаты для созерцания, а как повод еще раз осмыслить ситуацию на оружейном рынке, возможность увидеть новые направления развития тех или иных видов оружия, угадать перспективы их применения и внести поправки в собственную продукцию. Не стали исключением завершившиеся на днях в Нижнем Тагиле шестая международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов Russian Expo Arms-2008 и пятая международная выставка «Оборона и защита-2008». Все нововведения, на какие могут натолкнуть специалистов оружейные шоу, прежде всего отразятся на государственном оборонном заказе, который, по сути, является индикатором состояния отечественного оборонно-промышленного комплекса. Какие факторы могут повлиять в ближайшей перспективе на характер гособоронзаказа в России? Об этом военному обозревателю «Времени новостей» Николаю ПОРОСКОВУ по итогам выставок в Нижнем Тагиле рассказал директор Федеральной службы по государственному оборонному заказу генерал-полковник Сергей МАЕВ.-- Какой бронетехнике, произведенной на Урале, будет отдан приоритет в государственном оборонном заказе?-- Основная продукция «Уралвагонзавода» -- танки Т-90, боевые машины поддержки танков, специальные машины -- разграждения и ремонтные. Но основное финансирование по гособоронзаказу будет направлено на то, чтобы увеличить количество производимых для вооруженных сил Т-90С. В Министерстве обороны сейчас разрабатывается комплексная программа переоснащения сухопутных войск на новую технику, по этому документу танк Т-90 будет ведущим.
-- Что будет главным в гособоронзаказе на 2009 год и на перспективу?-- Государственный оборонный заказ каждому предприятию определяется программой вооружения. Она в части создания бронетехники существенных изменений не претерпит, хотя некоторая корректировка будет.
-- Как повлияет на реализацию гособоронзаказа создание бронетанкового холдинга на базе «Уралвагонзавода»?-- Цель создания этого и подобных холдингов в том, чтобы умело аккумулировать средства связанных кооперацией предприятий и грамотно распределить эти средства между соисполнителями. Эффективность использования бюджетных средств с созданием холдинга должна возрасти. К сожалению, сегодня она достаточно низкая и не сочетается с быстрым ростом самого госзаказа. От бронетанкового холдинга есть и другая польза. Он еще не создан, а руководитель «Уралвагонзавода» Николай Малых взял на себя ответственность за рубцовский и омский заводы, находившиеся в тяжелейшем положении, которые сейчас начинают подниматься. Помог «Уралвагонзавод» и другим уральским предприятиям.
-- Оборонщики все чаще жалуются на сложность выполнения контрактов, особенно «длинных», трехгодичных, поскольку цены на металл, комплектующие могут вырасти, в том числе и после заключения контракта. Что делать в таких случаях?-- По 213-му закону о гособоронзаказе государство может требовать только с предприятий, выпускающих финальную продукцию. Например, танки. На соисполнителей второго и третьего уровня действие этого закона не распространяется. И завод-головник (производитель конечной продукции. --
Ред.) оказывается в тисках: с одной стороны, заказчик предъявляет ему свои требования, с другой -- соисполнитель руководствуется не пожеланиями головника, а только законами рыночной экономики. Государство не может потребовать с него, например, снижения цен на металл, дизельное топливо. А дизтопливо сегодня стоит, как 95-й бензин, хотя оно готовится из тяжелых фракций нефти и должно быть гораздо дешевле. Но цены поднимают, потому что на носу посевная, уборочная и так далее. Проблему можно решить только на законодательном уровне.
-- В рамках выставки в Нижнем Тагиле прошла закрытая конференция о проблемах развития танкостроения. Если возможно, расскажите о чем там шла речь?-- К сожалению, основным танкопроизводящим предприятием в России является лишь «Уралвагонзавод». На омском предприятии осталось только КБ, в Санкт-Петербурге также осталось КБ, которое занимается модернизацией танков. «Уралвагонзавод» в тяжелейшие 90-е годы не только выстоял, но и создал необходимый задел, чтобы мы не отстали в мировом танкостроении. И вот танк Т-90 приобрел популярность во всем мире, эта машина не хуже, чем для своего времени были Т-72 или Т-55. На Т-90 уже есть масса заказов, он, безусловно, будет основным танком наших вооруженных сил до 2020--2025 года. Модернизацию танков Т-72 и Т-80 проводить сейчас нецелесообразно, хотя есть серьезные наработки, -- потребуются очень большие средства. Эти танки постепенно будут уходить из парка, уступая место Т-90.
-- Идет ли разработка новой машины? Когда она может быть принята на вооружение?-- Работы такие ведутся. На вооружение новинка может быть принята уже после 2010 года. Примерно к 2020 году произойдет выравнивание: половина парка -- Т-90 и частично некоторые другие, половина -- танки следующего поколения.
-- Говоря о новой машине, вы имеете в виду Т-95?-- Какая разница, Т-95 или Т-98, «Черный орел» или «Белый орел»? Новая машина -- и все! Скажу лишь, что наше государство не может позволить себе не заниматься развитием танкостроения. И мы это делаем.
-- Скажите, не изжили себя танки, не превратились в анахронизм?-- Как специалист, прослуживший в вооруженных силах 43 года, глубоко изучивший историю ведения войн до сегодняшнего дня, могу предугадать, что будет в перспективе. В ближайшие 50 лет на сухопутном театре военных действий не будет ничего такого, что могло бы заменить танки. Безусловно, они будут другими, не в сегодняшней комплектации. Модернизация должна проходить эволюционно, по мере выпуска. Раньше Т-72 и Т-80 модернизировали ежегодно, после чего они выходили в новой комплектации. Для Т-90 сегодня возможностей модернизации выше крыши, боевую эффективность его можно в ближайшее время увеличить не меньше, чем в полтора раза, такие наработки уже есть.
-- Известно, чем самолет нового, пятого и даже шестого поколения отличается от своего предшественника. А танк?-- Повышением огневых возможностей -- могущество снаряда будет выше, дальность его полета больше. Управляемая ракета, которую предполагается иметь на последующих танках, будет иметь дальность до 6--7 тыс. м (сейчас -- до 4 тыс. м). Боевая живучесть будет повышена за счет оснащения нетрадиционными средствами. В частности, активной защитой. Управляемость танка будущего улучшится за счет насыщения новыми электронными системами, такими как информационная система управления машиной, информационная система подготовки и проведения выстрела. Маневренность будет гораздо выше. Сейчас средняя скорость танка по пересеченной местности 30--50 км в час, а будет 60--65.
И самое важное -- благодаря эргономике экипаж танка, не покидая его, сможет вести боевые действия в течение 24 часов. Все это заложено в техническое задание новой машины. Уверен, конструкторы смогут добиться искомого результата. И конечно, развитие танкостроения, как и другой техники, нацелено на роботизацию -- чтобы танк можно было применять с той же эффективностью, но без присутствия в машине людей или по крайней мере при наличии одного члена экипажа.
-- Боеприпасная отрасль в России в последние годы находится буквально в лежачем состоянии. Что-либо делается для ее оздоровления?-- Конечно, такого количества заводов по производству боеприпасов, как прежде, нам сейчас не нужно. Хотя бы потому, что сегодня совершенно другая концепция ведения войны. А те заводы, которые необходимы, государство поддерживает. Сегодня в наличии 20 казенных заводов по производству боеприпасов и порохов, они пока пользуются дотациями государства. Думаю, в ближайшие два-три года будет создана такая структура организации заказов, которая позволит этим предприятиям уйти от дотаций и начать зарабатывать самим, чтобы обеспечивать собственное развитие. Вопрос очень острый, потому что порох, боеприпасы -- это хлеб войны, без него нельзя обойтись.