|
|
N°47, 19 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Две колеи в один тупик
Переговоры по Курилам кончились скандалами
Вчера в Москве и Токио народные избранники одновременно подвели жирную черту под недолгим, но по-своему ярким периодом в развитии отношений России и Японии. Этот период был связан с двумя политиками, имена которых стали ныне синонимами непопулярности, -- экс-премьером Иосиро Мори и влиятельным деятелем Либерально-демократической партии (ЛДП) Мунэо Судзуки, игравшим роль «серого кардинала» японского МИДа и неформального куратора отношений со странами бывшего СССР.
Мори ушел в отставку весной прошлого года, на прошлой неделе плачущий депутат Судзуки был вынужден покинуть ЛДП под давлением обвинений во вмешательстве в международную политику и манипуляциях в распределении финансируемых государством проектов помощи зарубежным странам. Парламентская оппозиция этим не удовлетворилась и подала на Судзуки в прокуратуру, утверждая: тот солгал под присягой, заявив, что не получил финансовых выгод из своего влияния на МИД и не лоббировал интересы конкретных фирм. Чем бы ни закончилась эта история, в Токио полным ходом идет демонтаж «линии Мори--Судзуки» в отношении России. Хотя власти объясняют эти действия экономической и дипломатической несостоятельностью политики Судзуки, здесь просматривается явное желание поскорее избавить правительство от компрометирующего влияния опального политика.
Японский МИД собирается резко сократить помощь жителям Южных Курил и расформировать два ведомства, отвечавшие за помощь России во времена всемогущества Судзуки. Выделенная на этот год сумма в 9 млн долл. будет заморожена, строительные проекты прекращаются, гуманитарная помощь ограничивается финансированием минимальных жизненно важных поставок продовольствия и топлива. Со временем эти полномочия планируется передать другим структурам, не подпавшим под влияние Судзуки и его приближенных.
Вторым проявлением разрыва с наследием Судзуки стал отказ Токио от идеи «двухколейных переговоров» с Россией по Курильским островам.
В прошлом году Судзуки убедил Мори отделить проблему Хабомаи и Шикотана, передача которых была обещана Москвой в декларации 1956 года, от более трудных переговоров по Итурупу и Кунаширу. Это должно было повысить рейтинг кабинета Мори, ведь появлялась видимость прогресса в давно уже буксующих переговорах. Этот тактический ход провалился. Мори не укрепил своих позиций, в адрес Судзуки посыпались обвинения в том, что он повел японскую дипломатию в ложном направлении, отказавшись от требования о признании Москвой японского суверенитета над всеми четырьмя островами.
Как показали вчерашние слушания в Госдуме, нашим депутатам «двухколейная» схема Судзуки отвратительна не меньше, чем их японским коллегам. Члены нижней палаты настойчиво требовали от Смоленской площади гарантий того, что российские острова не отдадут Японии ни целиком, ни по частям. Глава думской дипломатии Дмитрий Рогозин прямо назвал декларацию 1956 года «очевидной ошибкой», подразумевая зафиксированную в ней возможность передачи Шикотана и Хабомаи после подписания мирного договора. Владимир Жириновский посоветовал запросить с Токио за четыре острова триллион долларов -- по его мнению, эта сумма является заведомо неподъемной для экономики Японии. В ответ на требование депутатов взять в споре с Токио тайм-аут, замглавы МИДа Александр Лосюков признал, что возможности сближения позиций сторон на российско-японских переговорах по проблеме границы еще не просматриваются.
Пока московские политики заявляли о верности принципу территориальной целостности России, японская правящая верхушка пережила очередной скандал. Вслед за опозорившимся Судзуки от членства в ЛДП отказался близкий соратник премьера Коидзуми, лидер партийной фракции Коити Като. Причиной падения стал громкий скандал вокруг его бывшего помощника, арестованного по обвинению в неуплате налогов в размере 778 тыс. долл. с денег, полученных от деловых кругов в обмен на политические привилегии (вся сумма была раза в три больше). Хотя между реформатором Като и консерватором Судзуки мало общего, их скандальный уход из ЛДП подчеркнул существование неизлечимых болезней внутри партии и неспособность Коидзуми найти быстрое и эффективное лекарство. Оба политика погорели на историях с сомнительными денежными фондами, которые они использовали для укрепления своего политического влияния.
Уровень народной поддержки кабинета Коидзуми неуклонно понижается. Позорный уход Судзуки заставил вспомнить о том, как в январе премьер уволил главу МИДа Макико Танаку, повздорившую с всемогущим «серым кардиналом». Если Судзуки был не прав, то увольнение Танаки стало большой политической ошибкой Коидзуми. Сама Танака считает, что премьер-реформатор «сломался под давлением политиков старого образца» и предсказывает «землетрясение», которое обрушит нынешний кабинет. Все это предвещает дальнейшее ужесточение и без того неприемлемых для Москвы территориальных притязаний Токио -- демонстрация неуступчивости в борьбе за «северные территории» стала для японских политиков испытанным средством компенсации падения популярности внутри страны.
Александр ЛОМАНОВ