Вчера председатель Верховного суда Таджикистана Нусратулло Абдуллоев обвинил спецслужбы соседнего Узбекистана в причастности
к прошлогоднему взрыву у стен своего ведомства. Абдуллоев на пресс-конференции в Душанбе, как передает таджикское информагентство «Азия-плюс», вчера живописно рассказал о том, как незатейливо и недорого было организовано это преступление, совершенное 16 июня 2007 года. Подготовка к нему заняла всего два дня, уже 14 июня 27-летний безработный душанбинец Комилджон Ишонкулов, «будучи в узбекском городе Денау, встретился с Саидом -- своим знакомым, представителем спецслужб соседней страны. Тот передал Ишонкулову поручение сотрудников службы нацбезопасности Узбекистана о подготовке взрывов на территории Душанбе с целью дестабилизации обстановки».
В ходе расследования выяснилось, что Саид вовсе не Саид, а бывший начальник отдела внутренних дел одного из районов Таджикистана, экс-лидер Народного фронта, приведшего в годы гражданской войны к власти в республике ее нынешнего лидера Эмомали Рахмона, некий Бобосубхон Мирзоев. Узбекская сторона, пожаловался Абдуллоев, не отвечает на наши просьбы выдать Мирзоева, «который несколько лет находится в розыске». Он не уточнил, в чем обвиняется бывший таджикский милиционер Мирзоев, а ныне представитель узбекской спецслужбы по кличке Саид.
Председатель Верховного суда поделился с журналистами деталями расследования. Оказывается, «чтобы убедиться в успешном проведении устрашающей акции, узбекские спецслужбы решили, что безработного Ишонкулова до Таджикистана и обратно будет сопровождать гражданин Узбекистана Джамшед Семирханов». Через два дня после получения задания, утром 16 июня, двое злоумышленников «незаконно пересекли таджикско-узбекскую государственную границу» и добрались до таджикской столицы. «У ограды Верховного суда, -- рассказывает Абдуллоев, -- Ишонкулов незаметно подложил сверток с взрывным устройством, и 17 июня оба благополучно вернулись на территорию Узбекистана». Почему пересечение границы в направлении Таджикистана было «незаконным», а обратный путь в Узбекистан оказался «благополучным», как и объяснение того, «законно» или «незаконно» Ишонкулов, «будучи в Денау», оказался в соседней стране, председатель Верховного суда также не стал пояснять. Существеннее выглядела оглашенная им информация, согласно которой «узбекские спецслужбы обещали Ишонкулову за удачно проведенную операцию 5 тыс. долл. США». Получил ли преступник эти деньги, также осталось неясным.
По совокупности обвинений (терроризм, контрабанда и измена родине) задержанный спустя месяц после взрыва Ишонкулов душанбинским судом неделю назад был приговорен к 22 годам лишения свободы. Между тем агентство «Азия-плюс» цитирует прошлогоднее заявление прокурора Душанбе Курбонали Мухаббатова: «Поскольку взрыв прогремел в субботу в полшестого вечера, когда в здании суда уже никого не было, то можно утверждать, что преступник не ставил целью совершение теракта, который повлек бы человеческие жертвы». Пострадавших не было, зданию был нанесен незначительный ущерб. Прокурор исключил тогда версию о политической окраске акции.
Очевидно, что за минувший год взрыв все-таки приобрел политическую «окраску»... К такому выводу кроме необычайно сурового приговора подталкивает прозвучавшее на днях в Душанбе заявление директора Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сухроба Шарипова: «До сих пор сохраняется угроза исчезновения таджикского государства, чего хотят враги нашей нации, и на выполнение этой миссии направлены в нашей стране активные действия спецслужб некоторых стран». Президентский политолог также предупредил, что ни одна политическая партия не вправе выступать против мер, принимаемых руководством республики: «Наше правительство знает, куда направить свою армию». И добавил: «На сегодняшнем этапе развития Таджикистана никто лучше Эмомали Рахмона не сможет управлять государством». Похоже, это адресовано кому-то в стране или за ее пределами, кто начал в этом сомневаться... Такие заявления звучат в Душанбе за месяц с лишним до намеченного в таджикской столице саммита Шанхайской организации сотрудничества, членом которой является Узбекистан.