В субботу в Женеве начнутся переговоры главы совбеза Ирана Саида Джалили с верховным представителем ЕС по внешней и оборонной политике Хавьером Соланой и дипломатами «шестерки» -- пяти постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия. В переговорах в Швейцарии со стороны США будет впервые участвовать дипломат такого высокого уровня, как замгоссекретаря Уильям Бернс (бывший посол в России), причем в госдепе сообщили, что он «будет скорее слушать, а не говорить», и его встреча с Джалили один на один не предусмотрена.
Солана более месяца назад вручил руководству Ирана
новые предложения «шестерки», сопроводив их «пакетом стимулов», то есть торговых и экономических предложений, могущих оказаться для иранцев более привлекательными, чем продолжение программ обогащения урана собственными силами. Ведь против этих программ возражает международное сообщество, подозревая, что иранцы хотят создать ядерное оружие. На днях иранский президент Махмуд Ахмадинежад приветствовал "любые шаги, содействующие улучшению отношений с США, включая открытие их миссии в Тегеране", но жестко повторил, что на уступки по урану не пойдет.
Для упрочения политических позиций иранцы продолжают демонстрировать свою военную мощь. Вчера командующий «Корпусом стражей исламской революции» Мохаммад Али Джафари дал понять, что проведенные 9--10 июля испытания торпед в Персидском заливе и ракет, в том числе дальнего действия «Шахаб-3», -- это мера политического воздействия на «врагов Ирана, которые теперь не осмелятся ему угрожать»: «США и Израиль осознали свою слабость, поскольку предпринятые нами меры задавили их угрозы в зародыше». Запад считает, что «Шахаб-3» опасен для Израиля и отдельных районов Южной и Центральной Европы. Вчера же командующий военно-воздушными силами Ирана Ахмад Мигани сообщил о проведении в ближайшее время еще более масштабных учений под кодовым названием "Защитники неба нашей провинции". В них, по данным иранских СМИ, будут задействованы многоцелевые истребители МиГ-29 советского производства. Их у Ирана примерно 35 единиц, в 2005 году Москва обещала их отремонтировать и модернизировать.