Время новостей
     N°127, 17 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.07.2008
Арабы поддержали авиацию материально
Абу-Даби соревнуется с Дубаем в покупке самолетов
Арабские авиакомпании подтвердили на международном авиасалоне «Фарнборо-2008» свою репутацию самых щедрых и состоятельных покупателей на рынке гражданской авиации. Только одна компания Etihad из эмирата Абу-Даби заказала у двух ведущих мировых авиастроительных фирм -- европейской Airbus и американской Boeing -- лайнеров в общей сложности почти на 21 млрд долл. Вместе с опционами и «правами на приобретение» его заказы, объявленные в Фарнборо, «весят» около 43 млрд долл. по каталожным ценам. У европейского поставщика Etihad разместила твердые заказы на 20 среднемагистральных А320, 25 перспективных дальнемагистральных А350, которые еще находятся в процессе проектирования, и десять самолетов повышенной пассажировместимости А380. Начало поставок намечено на 2011 год. Американскому конкуренту от Etihad достались заказы на 35 Boeing-787 (проект того же класса, что и А350) и десять Boeing-777-300ER. Кроме того, авиакомпания взяла опцион на пять А320, десять А350 и пять А380 и зарезервировала за собой «права на приобретение» (более мягкая, чем опцион, форма заявить о намерении совершить покупку в будущем) еще на 15 А320, 15 А350 и пять А380.

Правящая династия Абу-Даби, которая контролирует авиакомпанию, стремится догнать в деле авиации соседний эмират Дубай, чья компания Emirates уже превратилась в одного из крупнейших мировых авиаперевозчиков. Etihad, которая сегодня располагает примерно 40 самолетами, приняла план к 2020 году довести свой флот до 150 воздушных судов. Вместе с опционами и «правами на приобретение» ее заказы, объявленные в Фарнборо, «весят» около 43 млрд долл. по каталожным ценам.

Дубай тоже не стоит на месте. В дополнение к Emirates дубайское правительство решило запустить бюджетную авиакомпанию FlyDubai. Летать она начнет в середине 2009 года. Для этого в Фарнборо она заказала 54 самолета Boeing-737-800 на общую сумму в 3,74 млрд долл. Из них четыре дубайцы берут у лизинговой компании, а еще 50 -- непосредственно у Boeing.

Между тем у Airbus и Boeing появился новый конкурент в сегменте самолетов вместимостью 110--150 пассажиров. Канадская компания Bombardier, которая до сих пор специализировалась на самолетах меньшей размерности, объявила в Фарнборо о начале проекта CSeries -- о готовности производить более крупные машины. В рамках проекта предполагается за пять лет создать семейство самолетов вместимостью 110--130 кресел. В наиболее «экономичной» компоновке они смогут вмещать почти 150 человек. Дать старт проекту позволила немецкая авиакомпания Lufthansa, которая сделала заказ на 30 таких машин и взяла опцион еще на 30. Однако не исключено, что Bombardier делает этот самолет с серьезным расчетом на необъятный китайский рынок. Семейство будет состоять из пяти моделей: двух базовых, двух с повышенной дальностью полета и еще одной -- специально рассчитанной для использования в условиях жаркого климата и высокогорья. Именно такого, как в западных районах Китая, где без авиации во многие места просто не добраться.

Кроме того, уже объявлено, что фюзеляж самолетов CSeries будет изготовляться в Китае и оттуда отправляться на финальную сборку в Канаду. Логично предположить, что в порядке взаимности Bombardier уже получила от китайских властей некие гарантии будущих заказов.




Совместное российско-французское предприятие Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC) на авиасалоне «Фарнборо-2008» подписало первый контракт с одной из крупнейших лизинговых компаний AerCap (Нидерланды) на конвертацию 30 пассажирских лайнеров А320/А321. "Для российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) проект конвертации самолетов А320 представляет значительный интерес. Корпорация "Иркут" выступает в нем как головной исполнитель. В настоящее время в подмосковном Жуковском, перспективном центре отечественного авиастроения, готовится площадка, на которой будет вестись переоборудование пассажирских машин в грузовые", -- заявил на церемонии подписания контракта в среду президент ОАК Алексей Федоров. По его словам, все комплекты деталей для переоборудования (киты) будут производиться на Иркутском авиационном заводе. Первый прототип конвертированного самолета планируется выпустить в 2011 году, а запуск серийного производства намечен на 2012 год. Глава компании AerCap Клаус Хайнеманн сообщил журналистам: "По нашим оценкам, суммарная стоимость этого контракта составит 125--140 млн долл.". Согласно предварительной оценке сторон, оборот совместного предприятия может составить до 200 млн долл. в год при прогнозируемом рынке до 400 самолетов в год к 2026 году. "К 2016 году планируется ежегодно производить 37 конвертированных лайнеров. Самолеты A320/A321P2F станут единственным современным решением в сегменте рынка грузовых лайнеров небольшой вместимости, а также наилучшим выбором для обслуживания активно развивающегося рынка перевозок срочных грузов. Грузовые лайнеры A320/A321 смогут перевозить от 21 до 28 тонн груза по маршрутам протяженностью до 3700 км", -- отмечалось на церемонии подписания контракта. Компания AFC -- совместное предприятие, партнерами в котором являются с российской стороны ОАК и корпорация "Иркут" (по 25%), с европейской -- компании Elbe Flugzeugwerke GmbH (EFW) и Airbus S.A.S. (32% и 18%), входящие в EADS. В мае 2007 года оно было зарегистрировано в Германии (Дрезден). СП создано для конвертации самолетов А320/А321 в грузовые версии. ИНТЕРФАКС-АВН

Михаил КУКУШКИН, Фарнборо