Почти неделю назад, в ночь на 10 июля, в узбекском городке Каган, что в полутора десятках километров от Бухары,
произошла серия взрывов на ракетно-артиллерийском складе. По официальным данным МЧС Узбекистана, опубликованным вечером 10 июля, в результате взрывов погибли три человека, еще 21 человек пострадал. Судя по некоторым косвенным данным, местным властям удалось относительно быстро организовать эвакуацию жителей Кагана в соседнюю Бухару. Но отсутствие оперативной информации о ситуации породило панические настроения среди населения. Первые сообщения о трагедии появились по узбекскому телевидению почти через сутки после первых взрывов, вечером 10 июля. Во второй и в последний раз государственные телеканалы вернулись к этой теме через день, сообщив, что «обстановка в Кагане нормальная, паники нет никакой», несмотря на то, что «некоторыми СМИ обстановка нагнетается». «Спокойная, будничная жизнь Бухарской области идет своим чередом», говорилось в репортаже, что иллюстрировалось видеорядом, включавшим интервью с жителями Бухары. Они рассказывали, что у них «все хорошо» и со словами «добро пожаловать» приглашали посетить свой древний город.
Различные агентства, ссылаясь на неофициальные источники, утверждали, что городок Каган чуть ли не полностью разрушен, сгорели железнодорожный вокзал, больница, погибли десятки жителей... Чуть позже выяснилось, что это не совсем так. Во всяком случае известно, что уже к вечеру 10 июля из Кагана в Бухару отправился поезд. Что происходит там сегодня на самом деле, неизвестно. Узбекские власти с 11 июля хранят молчание по этому поводу, о случившемся в Кагане несчастье не говорят и не пишут в узбекских СМИ, такое впечатление, что о нем забыли.
Главный редактор информагентства «Фергана.ру» (доступ к агентству заблокирован в Узбекистане. --
Ред.), единственного СМИ, чьим корреспондентам в Бухаре удавалось получать сведения о происходящем в Кагане, Даниил Кислов, отвечая на вопросы «Времени новостей», объяснил молчание узбекских властей их «типичной привычкой замалчивать любые ЧП, происходящие на территории Узбекистана». Причем «неважно, касаются ли они политических событий, таких, как
трагическое кровопролитие в Андижане в 2005 году, или таких природных катаклизмов, как сход снежных лавин на Камчикском перевале (на дороге из Ташкента в Ферганскую долину), последний раз такой унесший человеческие жизни сход произошел в 2006 году».
Родившийся в Узбекистане, Кислов хорошо представляет себе образ мыслей, характерный для местного начальства: «лишняя информация вызывает панику среди населения», несмотря на общеизвестный факт, что как раз отсутствие информации рождает слухи, способствующие подобной панике. Политическое и экономическое устройство Узбекистана, считает Кислов, напоминает советскую командно-административную систему. Низшие чиновники опасаются разглашать информацию, боясь гнева начальства, а руководство страны молчит, считая, что такая информация нанесет урон имиджу Узбекистана.
"Из Кагана нет не только официальной информации, но и неофициальной, рассказывает главный редактор «Ферганы.ру», -- городок блокирован, везде установлены блокпосты, и наш корреспондент, пытавшийся проникнуть поближе к расположению воинской части, где произошли взрывы, был там остановлен": "Но можно с уверенностью говорить о том, что количество раненых больше 21 человека. Наш корреспондент побывал в Бухарском центре экстренной медицинской помощи, в котором было 40 пострадавших, из которых половина с легкими ранениями была отпущена, а остальные продолжали лечение. О точном же количестве погибших мы ничего не знаем, официальный Ташкент полностью блокирует информацию из Бухары». По словам нашего собеседника, власти усиленно ищут человека, с чьего телефона были сняты первые видеокадры взрывов в Кагане, которые были показаны по первому каналу российского телевидения, а также владельца того видеоролика, который был показан на веб-сайте YouTube (там показан осколок гильзы ракеты, разорвавшейся на складе в Кагане), после чего доступ к этому сайту был заблокирован властями.
По сведениям, полученным «Ферганой.ру», служба нацбезопасности Узбекистана получила от узбекского руководства, кроме указаний разобраться в причинах катастрофы в Кагане, еще и задание «подготовить докладные записки о реакции населения на происшествие, указав признаки паники, одобрения, злорадства, сочувствия, страха, сожаления с приведением высказываний представителей разных социальных групп населения». Кроме того, спецотделу Института стратегических исследований при президенте Узбекистана поручено «провести мониторинг печатных и электронных СМИ с указанием источников, особо одиозно и деструктивно освещающих происшествие в Каганском районе».