|
|
N°46, 18 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Косово нужны инвестиции, даже нелегальные»
В конце минувшей недели в Москве с кратким рабочим визитом побывал спецпредставитель генсека ООН, глава Миссии ООН в Косово (МООНК) Михаэль ШТАЙНЕР. С ним встретилась спецкор газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ.
-- Вы в Косово совсем недавно, несколько недель. Как впечатления?
-- Когда я туда приехал, ситуация была патовая: правительство, которое должно было быть избрано еще в конце 2001 года, отсутствовало. А ведь ради него и проводили ноябрьские выборы в ассамблею. Сегодня правительство есть, и это важный шаг, предпосылка для передачи власти от международного сообщества (МООНК) местной власти. Задача грандиозная, при ее решении неизбежны ошибки, у правительства-то нет демократического опыта. Предстоит обеспечить безопасность, противостоять организованной преступности, создать мультиэтническое общество. Мультиэтничность -- это путь в Европу, а Косово хочет присоединиться к ЕС. Что ж, прекрасно, они же европейцы! Когда они будут к этому готовы, они должны туда войти. Но для этого им надо разделять те же ценности, что и ЕС. Перед Косово стоят и серьезные экономические проблемы: высокий уровень безработицы, трудности с заимствованием капиталов на международном рынке. Необходимы инвестиции, в том числе диаспоры, даже нелегальные. В конечном итоге людям нужно ощущение жизнеспособности общества, доверие к институтам власти, уверенность, что вложенные деньги не пропадут. Без людей у Косово не будет будущего. А они по-прежнему боятся друг друга, сохраняется межэтническая напряженность. Неудивительно, 1999 год был недавно. Нет согласия и внутри албанской общины. Но правительство сформировать все же удалось.
-- Правда, с четвертой попытки...
-- Для меня это была первая попытка.
-- Кажется, сербской «железной леди» Раде Трайкович, лидеру сербской общины Косово, сделка по формированию кабинета министров пришлась не по душе?
-- Конечно, она не в восторге от министров, но довольна, что правительство избрано. И Рада Трайкович в день избрания ассамблеей президента и кабинета министров публично заявила об этом. Да, сербы не присоединились к коалиции, это был бы для них слишком широкий шаг. Не входя в коалицию, сербы не могут иметь больше, чем им гарантирует конституция. Но мы предложим сербам пакет, который их удовлетворит, -- представительство в областях, наиболее интересных для них (дела нацменьшинств, вопросы возвращения беженцев). Думаю, я найду практическое решение достаточного представительства сербов в институтах власти и без их вхождения в коалицию. Надеюсь, они будут участвовать в работе правительства на уровне экспертов, обеспечив его мультиэтничность. Кстати, я очень рад, что сербы в отличие от некоторых албанских партий действовали абсолютно рационально. Они голосовали в ассамблее не «против», а воздержались. То есть они заняли легитимную демократическую позицию!
-- Косовары едины в стремлении к независимости от Сербии, но как они могут инициировать вступление в ЕС, не будучи самостоятельным государством?
-- Надо различать политические декларации и реальность. Да, 90% албанских политиков хотят независимости, но и президент Ругова, и премьер Реджепи понимают, что немедленно этого не достичь. Важнее, что хочет народ. А он хочет работу, безопасность, законность, эффективность исполнительной власти. Политические же декларации народ сейчас не очень заботят. Вступление в ЕС возможно лишь при выполнении ряда предварительных политических и экономических условий. Этот путь очень долог. Не знаю, как это будет с Косово: в виде федерации, согласно резолюции №1244 или независимо. Главным при вступлении в ЕС является одобрение этого шага обществом. Моя задача -- дать Косово возможность ставить вопрос о конечном статусе путем диалога, а не односторонне.
-- Как скажется на ситуации в крае новый уровень взаимоотношений Сербии с Черногорией?
-- Всегда хорошо, когда антагонисты, в данном случае Черногория и Сербия, приходят к соглашению, это смягчает климат. Для Косово было бы хуже, если бы референдум в Черногории высказался за независимость. Соглашение же сняло накал страстей. Думаю, на ситуации в крае это не скажется немедленно, хотя как-то может повлиять, как и любой фактор, действующий по соседству. Нам предстоит долгий путь, прежде чем встанет вопрос о конечном статусе. Когда же придет время, это должно решаться в форме диалога между Приштиной и Белградом, подобно его диалогу с Подгорицей.
-- Какова сейчас ситуация в приграничье с Южной Сербией (Долина Прешево) и с Македонией?
-- В первом районе, по-моему, благополучно. Напряженность, которая была в прошлом году, успешно снята. На границе с Македонией по сравнению тем, что было 9--12 месяцев назад, тоже прогресс. Но, конечно, экстремисты по обе стороны границы могут легко манипулировать эмоциями населения. Умеренные должны объединить свои усилия.
-- Оправдала ли себя идея создания «Корпуса по защите Косова» (КЗК) из бывших боевиков ОАК? Они же поддерживали повстанцев Македонии.
-- Полностью перекрыть общение, конечно, в этих специфических условиях нельзя. Могли быть «темные личности», играющие с огнем. Они есть по обе стороны. Поэтому-то я и в Косово. КЗК -- специфическая гражданская организация, работающая с КФОР. Ее смысл в том, чтобы бывших боевиков, людей со специфической ментальностью, вовлечь в подконтрольную структуру. Главное, чтобы эти парни не ушли в подполье. Мы над этим работаем, не все получается, но подумайте об альтернативе. Она намного опаснее!
-- Вы намерены вновь провести в Косово муниципальные выборы?
-- Мы их назначили на 21 сентября, когда истекает двухгодичный срок мандатов. Выборы в ассамблею в ноябре прошли успешно, надеемся, что и на муниципальном уровне они будут таковыми. В этот раз в них примут участие сербы.
-- Зачем вы сейчас приехали в Москву?
-- Опыт Балкан свидетельствует: чтобы быть эффективным, международное сообщество должно говорить одним голосом. Происходящее в Косово во многом зависит от поддержки главных столиц. Москва же -- одна из них. Я уже побывал в Брюсселе, Вашингтоне, Лондоне, Берлине. Очень важно, что мы имеем поддержку Москвы. Голос России, вклад России, особенно в нашей ситуации, абсолютно необходим.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ