Пессимистичные предсказания предпринимателей, опасавшихся, что федеральные инициативы, направленные
на поддержку малого и среднего бизнеса, встретят сопротивление региональных властей, похоже, начинают сбываться. Законопроект, который устанавливает
льготы при приватизации недвижимости для арендующих ее сейчас у государства владельцев малых и средних предприятий, еще не успел вступить в силу. На прошлой неделе документ был только одобрен Советом Федерации, а власти Москвы уже усомнились в его законности. О том, что городские чиновники намерены провести экспертизу документа на его соответствие главному закону страны в Конституционном суде, вчера на очередном заседании московского правительства заявил руководитель комплекса земельно-имущественных отношений Владимир Силкин.
Столь откровенную фронду президенту и премьер-министру, которые уже практически в еженедельном режиме высказываются о необходимости поддержки малого предпринимательства, можно, конечно, объяснить и отсутствием на заседании мэра столицы Юрия Лужкова, являющегося одним из лидеров «Единой России». Однако очевидно, что г-н Силкин высказывался не только как чиновник, отвечающий в мэрии за собственность, но и выражал консолидированную позицию многих представителей столичной исполнительной и законодательной власти.
Напомним, что так называемый «закон о малой приватизации», которому осталось получить лишь президентскую визу, предусматривает приоритетное право на выкуп помещения без торгов и в рассрочку предприятиям, арендовавшим его ранее в течение трех и более лет. При этом срок рассрочки и предельный размер площади могут устанавливать региональные власти, если успеют сделать это за три месяца после вступления документа в силу. В противном случае местным чиновникам придется отдавать муниципальное имущество не по собственным правилам, а по «спущенным» из центра стандартам -- федеральный закон устанавливает максимум площади выкупаемого помещения в 500 кв. м и срок рассрочки -- в пять лет.
Москва сейчас готовит собственный закон «О приватизации государственного имущества», однако ведомство г-на Силкина, выступавшее разработчиком документа, не успело учесть новеллы федерального законодательства и не прописало собственные условия приватизации. Такое упущение чиновников председатель бюджетной комиссии Мосгордумы Игорь Антонов назвал «неоправданным». Руководитель комплекса земельно-имущественных отношений столицы уверяет, что сделать это помешали сомнения в законности и целесообразности льготной продажи арендованного госимущества. Чиновники сначала намерены развеять эти сомнения в КС, а уже потом решать вопрос, «как приводить московское законодательство в соответствие новым положениям федерального».
Столичные депутаты от «Единой России», похоже, вообще не склонны разделять увлечение федеральных коллег «рыночным романтизмом». Так, г-н Антонов убежден в ошибочности мнения о том, «что только частник может быть эффективным собственником». Депутат напомнил, что в первую волну массовой приватизации Москва, даже несмотря на «жесткую позицию» мэра, лишилась детских садов, промышленных предприятий и прочей стратегически важной собственности. Поэтому любые преференции в сфере имущественных отношений, на которые, по словам г-на Антонова, Госдума идет в силу законодательного императива, для Москвы опасны и грозят расцветом рейдерства.
Впрочем, в бизнес-сообществе иной реакции от столичных властей, похоже, и не ожидали. В частности, по мнению председателя Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергея Борисова, именно исполнение значимого для бизнеса закона в регионах должно стать «лакмусовой бумагой, демонстрирующей реальное отношение местных властей к малому предпринимательству». Как рассказал «Времени новостей» эксперт «Опоры России», председатель профсоюза предпринимателей московского региона «Лига свободы» Владлен Максимов, столичные арендаторы изначально скептически отнеслись к возможности каких-либо преференций. «Учитывая стоимость московской недвижимости, городские власти никогда не дадут приватизировать помещения без торгов, и об этом нам чиновники прямо заявляли в частных разговорах», -- сказал предприниматель. Поэтому, по словам г-на Максимова, профсоюз предпринимателей столичного региона опасается форсированного развития событий. «Ситуация такая, что лучше было бы ее не трогать, может стать только хуже, -- считает г-н Максимов. -- Не было еще случая, чтобы московская власть вчистую проигрывала федеральной». Ну а стоит создать прецедент, и столичный пример могут подхватить остальные регионы.
В целом, по данным департамента имущества города, в собственности мэрии находится порядка 45,5 млн кв. м недвижимости. 8 млн кв. м из них сдаются в аренду и потенциально могут быть приватизированы. И наряду с подготовкой оспаривания федеральных законодательных инициатив в КС чиновники департамента имущества города для защиты своих интересов «оттачивают» местное законодательство. В частности, в конце июня Мосгордума приняла закон «О государственном имуществе города Москвы», устанавливающий перечень не подлежащей отчуждению недвижимости. Речь идет в том числе и о помещениях, необходимых для оказания так называемой имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Как вчера заявил г-н Силкин, на льготных условиях бизнесу сегодня предоставляется половина арендуемых у города помещений, и этот резерв не подлежит приватизации. Таким образом, в целом, по подсчетам чиновников комплекса земельно-имущественных отношений, при ежегодном приросте за счет нового строительства городских офисных площадей на 120--150 тыс. кв. м приватизировать будут лишь около 80--90 тыс. кв. м.