"Россия -- великая речная держава"--звучит, конечно, гордо, но уже не совсем верно. Если морское судоходство и порты худо-бедно выживали за счет грузооборота с заграницей, то
речное хозяйство с середины 90-х годов почти прекратило существование. Потихоньку тянут лямку лишь порты в крупных городах или приближенные к устью морей. Такие, как, например, Ростов-на-Дону, который вчера посетил премьер-министр Владимир Путин.
Логика его приезда проста: где же еще озаботиться развитием речного судоходства, как не в городе пяти морей? Москва бы тоже подошла, но летом, как известно, лучше загорать в хорошей компании -- с министрами и губернатором -- на природе за пределами столицы.
"Позагорать" Владимир Владимирович решил в 115 км от Ростова на плотине Кочетовского гидроузла, составной части Волго-Донского канала. 19 июня 2008 года здесь введены в эксплуатацию гидротехнические сооружения: вторая нитка канала и система шлюзов, которые позволяют пропускать суда с более глубокой осадкой. Новые сооружения на канале появились впервые за последние 20 лет. Г-н Путин добирался от Ростова до места встречи не на комфортабельной океанской яхте, а вертолетом. Привычно опоздав на два часа, премьер успел лишь совершить короткую экскурсию и отправился на совещание --
решать судьбы не только речного флота, но и многих совершенно нечаянно оказавшихся заинтересованными лиц.
"Без воды и не туды, и не сюды", -- образно подвел г-н Путин присутствующих к мысли о важности нынешнего совещания.
Нужно внедрить рачительное водопользование, постановил премьер, а за то, чем пользуемся, надо платить. "Прошу оперативно проработать вопрос об актуализации отраслевых норм водопользования и ставок платежей за воду", -- попросил глава правительства. Днем ранее в Москве было озвучено конкретное предложение -- повысить ставку за 1 кубометр водосброса в десять раз, с 3 коп. до 30. Можно предположить, что компенсировать потери промышленные предприятия могут за счет партнеров, за счет граждан и за счет более рационального использования природных ресурсов.
"
Нужно навести порядок и с использованием подземных вод. Незаконно пробуренные скважины нужно либо закрыть, либо заставить платить за пользование недрами", -- заявил премьер на вчерашнем совещании. Тут у многих дачников наверняка прихватило сердце, ведь скважины на участках никто не думал регистрировать и оплачивать.
Дальше -- больше: неспокойно на душе наверняка стало инициаторам проекта строительства рядом с Сочи намывного острова Федерация. Владимир Путин потребовал решить вопрос "о компенсации ущерба водной среде и биоресурсам", а лучше "решать градостроительные вопросы без намывания". Желающим прикупить намытой землицы послышался медный звон накрывшейся мечты.
Энергетиков укорили за неэффективное использовании водных ресурсов для производства электроэнергии.
Наконец-то добрались и до главной темы дня: развития, а уместнее сказать,
восстановления речного транспортного судоходства и необходимой инфраструктуры.
В рамках действующей ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010--2015 годы)" на подпункт "Внутренний водный транспорт" будет потрачено 206,3 млрд руб., из них бюджетных средств -- 165 млрд. Задачи ставятся амбициозные: обеспечить 100% внутренних водных путей технологическими средствами связи нового поколения, 100% путей международного значения -- электронными картами. Все это понадобится, когда в 2011 году мы откроем наши реки для судов других стран. Разумеется, в рамках взаимовыгодного сотрудничества на основании двусторонних договоров об ответной услуге для наших судов.
И ведь со всех сторон хорошо бы получилось: подтянули бы инфраструктуру вокруг речных портов по стране -- туристы бы валом повалили в круизы, а то и в игорной зоне "Азов" денег бы иностранных оставили.
Но до этих времен нужно не просто дожить, а еще и много сделать.
"Особое внимание" следует уделить модернизации Единой глубоководной системы, которая связывает Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Государство готово стимулировать строительство речных судов, в том числе через Банк развития. Но, создавая для отечественных судоходных компаний "максимально благоприятный режим", мы не будем закрывать этот рынок "от конкуренции в ущерб потребителям", заявил г-н Путин.
Премьер "согласен с предложением подготовить интегрированную стратегию развития водохозяйственного комплекса, воспроизводства и охраны водных ресурсов до 2020 года" и "подумать об образовании специального координационного органа".
"Природа распорядилась, слава богу, так, что крупнейшие запасы воды в мире сосредоточены в нашей стране", -- воздал должное высшим силам премьер. Но правительство считает, что и за такие блага всем нужно платить. Как напомнил глава Федерального агентства по водным ресурсам Рустэм Хамитов, сейчас использование вод для нужд сельского хозяйства, судоходства бесплатное, но это ненадолго. Одной из главных задач новой системы управления водными ресурсами будет равномерное распределение между всеми расходов на поддержание экологического баланса. Следить за этим могли бы отдельные бассейновые управления, созданные по территориальному принципу.