Самый амбициозный проект российского авиапрома --
самолет МС-21, возможно, станет российско-китайским. «Мы знаем, что Китай запустил такой же проект под названием «большой пассажирский самолет», -- сказал вчера президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров. -- В ближайшее время мы планируем провести консультации с китайскими коллегами о возможности совмещения этих проектов и создания совместного предприятия». Заявление было сделано в первый день работы авиасалона «Фарнборо-2008» -- крупнейшей международной площадки, на которой раз в два года собирается весь цвет мирового авиастроения, чтобы ревниво оценить продукцию конкурентов и обсудить варианты превращения их в партнеров.
Г-н Федоров, впрочем, не сказал, что переговоры с китайцами о «скрещивании» МС-21 с большим китайским самолетом начнутся прямо в Фарнборо. Он вообще высказался об этой идее очень осторожно. «Пока рано говорить о реалистичности такого совмещения, -- полагает г-н Федоров. -- Два проекта несколько расходятся по срокам, и на уровне концепции, насколько я понимаю, есть различия».
Россия уже не в первый раз предлагает Китаю вместе строить большие самолеты. В 2006 году об этом публично заявлял тогдашний руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Отправной точкой совместной работы предполагалось сделать широкофюзеляжный дальнемагистральный
российский лайнер Ил-96-300. Однако китайцы все же решили делать свой первый большой самолет не таким большим, а узкофюзеляжным. То есть как раз в размерности МС-21, который ОАК собирается выпустить на рынок к 2015 году.
Насколько большие надежды связывает российский авиапром с МС-21, говорят цифры, прозвучавшие вчера из уст г-на Федорова. Общую стоимость проекта он оценил в 150 млрд руб. (более 6 млрд долл.). Примерно половина этой суммы уже заложена государством в федеральной целевой программе по развитию отечественного авиастроения. Вторую половину ОАК намерена привлечь из внебюджетных источников, в том числе зарубежных. Производство МС-21 должно полностью изменить профиль Иркутского авиационного завода. Сейчас это предприятие выпускает почти исключительно боевые самолеты. А к 2017 году доля гражданской продукции (то есть в основном МС-21) там увеличится до 80%.
Головной организацией по проектированию МС-21 назначена корпорация «Иркут», сформированная вокруг Иркутского авиазавода. Вице-президент «Иркута» по этому проекту Андрей Матвеев вчера сообщил, что конструкторы ставят перед собой очень амбициозные цели. МС-21 должен потреблять на 25% меньше топлива, чем один из наиболее успешных современных самолетов этого класса -- А320, выпускаемый европейским концерном Airbus. Как ожидается, будущий российский лайнер (в пустом состоянии) окажется на 15% легче А320 и потребует на 12--15% меньше операционных расходов.
Для достижения этих показателей, сказал г-н Матвеев, помимо снижения веса самолета за счет широкого использования композитных материалов потребуется еще новое качество аэродинамики (в которой советский и российский авиапром традиционно был силен) и новый двигатель (тут наши исторические успехи скромнее).
Поэтому вне зависимости от успеха переговоров с китайцами МС-21 должен будет опереться на широкую международную интеграцию. «В ближайшие месяцы будут объявлены глобальные тендеры на все основные системы и компоненты будущего самолета, -- сообщил президент «Иркута» Олег Демченко. -- Мы будем приветствовать создание с ведущими авиастроительными компаниями совместных предприятий, чтобы не только добиться высоких технических характеристик самолета, но и обеспечить его послепродажное обслуживание».
Объявить победителей этих тендеров г-н Демченко пообещал примерно через год, на международном авиасалоне в Ле-Бурже, который состоится в июне 2009 года. К тому же времени, по словам г-н Федорова, выяснится, присоединятся ли китайцы к проекту МС-21 или продолжат строить свой «большой самолет» отдельно.
Общее количество лайнеров, заказанных у компании Airbus, составило 525 самолетов каталожной стоимостью 62 млрд долл., сообщила пресс-служба компании. Заказы были размещены на следующие семейства самолетов: 335 заказов на семейство A320, 105 заказов на A330, 82 заказа на A350 и три заказа на A380. C учетом отказов от ранее заказанных самолетов число заказов, размещенных в Airbus в первом полугодии, составило 487 единиц. Кроме того, компания ожидает заключение еще ряда контрактов в рамках международного авиасалона в Фарнборо. Таким образом, общий портфель заказов Airbus составляет 3,7 тыс. единиц, из них 2,6 тыс. единиц -- заказы на лайнеры семейства А320. Сейчас портфель заказов Airbus на самолеты А330 составляет 425 единиц. За первое полугодие 2008 года новая программа A350 XWB получила 82 заказа. Общее количество твердых заказов на А350 XWB накануне авиасалона в Фарнборо составляет 374 заказа от 23 покупателей. На лайнер А380 Airbus получил 192 твердых заказа от 16 покупателей. Пять лайнеров А380 уже поставлены заказчикам.
ИНТЕРФАКС