Ситуация вокруг Радия Хабирова -- экс-главы администрации президента Башкирии -- подтверждает сразу две тенденции, находящиеся в центре внимания наблюдателей. Первая из них касается борьбы с коррупцией. Новый российский президент
Дмитрий Медведев объявил эту борьбу приоритетным направлением своей политики. Вторая, по сути, неразрывно связана с первой -- слухи о «чистках» в «Единой России» оказываются не просто декларацией о намерениях.
Как известно, бывший глава администрации президента Башкирии Радий Хабиров отстранен от исполнения обязанностей руководителя администрации президента Республики Башкортостан распоряжением главы региона Муртазы Рахимова от 22 июня. Поводом для отстранения от исполнения обязанностей стало подозрение в недостоверности и неполноте сведений, представленных им в декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на правах собственности. Вскоре после отстранения от должности Хабиров был отправлен в отставку соответствующим указом главы региона.
Попутно в прессе появилось и немало других обвинений в коррупции, нечистоплотном бизнесе, злоупотреблениях служебным положением. По ходу дела всплывают все новые и новые факты. Не исключено, что дело дойдет и до уголовного преследования бывшего высокопоставленного башкирского чиновника.
По крайней мере, судебные тяжбы уже начались. Хабиров потребовал в судебном иске признать распоряжение об отстранении незаконным. Однако Кировский районный суд Уфы не стал рассматривать заявление экс-главы администрации президента к президенту республики Муртазе Рахимову, удовлетворив тем самым ходатайство представителя главы республики. 9 июля представитель президента Халиль Тимершин выступил с ходатайством оставить дело без рассмотрения в связи с тем, что трудовые споры подсудны мировым судам, а не федеральным. Адвокаты Хабирова собираются обжаловать это решение в Верховном суде Республики Башкортостан.
В общем, скандал разрастается. И интересен он в первую очередь тем, что является одним из первых громких прецедентов, на практике подтверждающих декларируемое Кремлем стремление власти к «самоочищению».
Как известно, президент Медведев в качестве одного из главных приоритетов своей политики объявил общенациональную борьбу с коррупцией. «Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему, и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», -- заявил г-н Медведев на одном из совещаний по этому вопросу. Сразу после этого совещания президент подписал указ о воссоздании Совета по борьбе с коррупцией.
Судя по фактам, антикоррупционная деятельность Дмитрия Медведева не кажется ни чисто имиджевой, ни популистской. При этом новый президент дает понять, что борьба с коррупцией будет затрагивать едва ли не все сферы жизнедеятельности государства, а также влиять на правила игры на экономическом поле. Не случайно помимо традиционных предложений, таких, как контроль над имущественным положением госслужащих и судей, президент Медведев предложил добиться «прозрачности проведения государственных процедур, связанных с подрядами, тендерами, административными регламентами, создать в целом более благоприятную деловую среду».
Ситуация вокруг Хабирова укладывается в данную канву. Конечно, можно говорить о том, что Рахимов раньше других почувствовал веяния из Москвы. Однако очевидно и то, что необходимость очищения высших эшелонов власти республики от коррупции, видимо, стала уже настолько актуальной, что инициатива Кремля пришлась весьма кстати. И если по другим вопросам у башкирского президента отношения с центром далеко не всегда складываются достаточно гладко, то данная проблема, судя по всему, не вызывает разночтений. Впрочем, обвинений в конъюнктуре Рахимову, скорее всего, избежать не удастся. И только последовательно принципиальная политика в вопросе борьбы с коррупцией сделает его позицию менее уязвимой.
Но так или иначе прецедент с увольнением перспективного, молодого функционера, коим являлся Хабиров, способен перерасти в федеральную тенденцию. И особенно показательно, что это произошло в национальной республике, где мобильность местных систем власти традиционно невелика, а сор предпочитают не выносить из избы. Данный случай, несомненно, должен стать сигналом для других регионов. По крайней мере, множеству чиновников, привыкших использовать свое рабочее место не по прямому назначению -- службе государству и обществу, -- стоит задуматься над тем, что, возможно, новая антикоррупционная волна -- это не просто очередная кампанейщина.
Вторая тенденция напрямую связана с первой. «Самоочищение» власти невозможно без «самоочищения» партии этой власти, то есть «Единой России». Как известно, Хабирова уже исключили из рядов партии власти. Пока это довольно редкий случай -- высокопоставленного чиновника исключают из партии по причине
его сомнительной репутации, а не после приговора суда. Связь данного события с последними заявлениями руководства партии очевидна.
И дело здесь не просто в слухах о намечающихся «чистках», а в том, что у «Единой России» действительно есть проблема кадрового состава. Об этом говорил Владимир Путин. Об этом же говорили и другие партийные лидеры. Приостановлен процесс принятия в партию новых членов. Повышаются требования к новым членам (увеличен до полугода кандидатский стаж, требуется рекомендация от других членов партии и т.д.). Если раньше «Единая Россия» любыми методами наращивала свою численность (дойдя до 2 млн), то с осени прошлого года, когда выяснилось, что список партии возглавит Путин, внимание к качеству состава значительно выросло. После того как стало известно, что президентом станет Медведев, а Путин возглавит «Единую Россию», меры по борьбе за «чистоту рядов» значительно усилились. Высшие партийные функционеры открыто говорят о необходимости «избавиться от балласта».
Для партии важно подтвердить свой статус и снизить собственную уязвимость: именно качество ее состава часто становилось одной из главных причин для критики. Одновременно значительно возрастет и престижность вхождения в партию, ценность членства и влиятельность партийных органов, которые получают возможности выбирать более подходящих членов. Фактически это претензия на новый, более привилегированный статус в российской политической элите. Если раньше к вступлению едва ли не подталкивали, то сейчас партия пытается сделать это привилегией. Понятно, что в таких условиях подозрения в коррупции становятся веской причиной для исключения даже весьма высокопоставленных чиновников.
Таким образом, можно предположить, что «прецедент Хабирова», во-первых, укладывается в федеральные тенденции по «самоочищению» власти. Во-вторых, данная история станет примером и стимулом для активизации подобных процессов в других регионах России. Что же касается Башкирии, то было бы неплохо, чтобы вся эта история стала точкой отсчета обновления республики. Получится это или нет, покажет ближайшее время.