Время новостей
     N°46, 18 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2002
Фронтальная конкуренция
Дальневосточные компании пытаются остановить «Сибирь»
В прошлую пятницу во владивостокском аэропорту Кневичи был введен запрет на обслуживание самолетов авиакомпании «Сибирь». Сообщение об этом пресс-служба АО «Владивосток-Авиа», управляющего аэропортом, распространила через местное информационное агентство «Дейта.РУ». Официально поводом для решительного шага послужила «значительная задолженность» «Сибири». В беседах с корреспондентом газеты «Время новостей» представители обеих конфликтующих сторон сообщили, что на самом деле задолженность была «ерундовой» и что корень проблемы не в ней. Поэтому, хотя запрет оставался в силе всего пять часов, конфликт рано считать исчерпанным.

Похожая ситуация уже случилась во Владивостоке месяц назад. 13 февраля пресс-служба АО «Владивосток-Авиа» оповестила общественность: «Имела место реальная угроза остановки рейсов авиакомпании «Сибирь», которая является нашим хроническим должником». Тогда угроза не материализовалась. Но в конце прошлой недели, по словам эксперта «Сибири» Евгения Филянина, владивостокские коллеги потребовали срочно погасить текущий долг, который составлял приблизительно 900 тыс. руб. Новосибирцы смогли немедленно выложить только 200 тыс. руб. Тогда в пятницу, 15 марта, аэропорт «Владивосток» задержал вылет очередного рейса «Сибири». Самолет выпустили 5 часов спустя, когда были перечислены недостающие деньги. Скромный размер суммы, из-за которой разгорелся сыр-бор, а также быстрота применения репрессий заставляют г-на Филянина считать, что в данном случае дальневосточные авиаторы стремились не получить денег, а нанести ущерб репутации конкурента. Дело в том, что «Владивосток-Авиа» объединяет в одном юридическом лице администрацию аэропорта и авиакомпанию, летающую по тем же маршрутам, что и «Сибирь».

«Сибирь» совершает в неделю четыре рейса из Новосибирска во Владивосток и обратно. Два из них идут с промежуточной посадкой в Иркутске и продолжаются до Петропавловска-Камчатского. По маршруту Владивосток--Петропавловск, который раньше был «делянкой» «Владивосток-Авиа», «сибиряки» начали летать в прошлом году. После этого две авиакомпании оказались в состоянии фронтальной конкуренции на всех основных воздушных трассах Дальнего Востока. «Сибирь» в 2001 году по объемам пассажирских перевозок стала второй после «Аэрофлота» компанией России. Тарифы «Сибири» ниже, чем у областных конкурентов (например, полет из Владивостока в Петропавловск-Камчатский стоит у нее 3200 руб. против 3424 руб. у «Владивосток-Авиа», на линии Владивосток--Иркутск разница также оставляет чуть более 200 руб. в пользу новосибирцев, а из столицы Приморья в столицу России они везут всего за 7000 руб., тогда как у «Владивосток-Авиа» при предварительной продаже стоимость этого путешествия доходит до 8789 руб.). Зато у владивостокских авиаторов есть такое конкурентное преимущество, как управление аэропортом.

Гендиректор «Владивосток-Авиа» Владимир Саибель 16 марта отбыл в зарубежную поездку, и получить у него комментарий к ситуации корреспонденту газеты «Время новостей» не удалось. Но оперативный дежурный компании в тот же день фактически дезавуировал заявление своей пресс-службы о причинах конфликта, сказав, что «они («Сибирь». -- Ред.) должны были какую-то ерунду и уже заплатили»).

Экспансия «Сибири» на Дальнем Востоке задевает интересы и других местных перевозчиков, в частности хабаровской «Дальавиа» и «Сахалинских авиатрасс». Эти компании, как владивостокские коллеги, управляют своими базовыми аэропортами. Поэтому повторения недоразумений с обслуживанием самолетов «Сибири» нельзя исключить и там.

Михаил КУКУШКИН