Завершившийся на минувшей неделе в Японии саммит «большой восьмерки» наверняка станет для России не последним, если в ноябре на президентских выборах в США победит кандидат от Демократической партии Барак Обама. 46-летний темнокожий сенатор от штата Иллинойс заявил, что выступает против исключения Москвы из «большой восьмерки». Его соперник-республиканец Джон Маккейн в ходе предвыборной кампании
не раз требовал лишить Россию статуса члена привилегированного клуба в качестве наказания за «отступление от демократии».
Исключение России из «восьмерки» было бы ошибкой, заявил Обама в интервью телеканалу Си-эн-эн: «Смотрите, если мы хотим что-то делать с распространением ядерного оружия -- давайте возьмем хотя бы один этот вопрос, который, я думаю, важен, как и прочие, -- нам необходимо участие России». Кандидат в президенты США дал понять, что предпочитает сохранение сотрудничества с Россией идеологическим критериям, на которых настаивает его соперник. «Учитывая объем плохо контролируемых ядерных материалов, циркулирующих по территории бывшего Советского Союза, а также уровень технических разработок в странах, которые были когда-то за «железным занавесом», наши усилия на этом фронте будут значительно ослаблены без сотрудничества с Россией», -- заявил темнокожий сенатор.
Стоит ли Москве видеть в словах кандидата от Демократической партии обнадеживающий политический сигнал на будущее? «Обама с самого начала выступал против жесткой политики в отношении России. Но он пока не президент, он решает задачи избирательной кампании, а не политики США. Все его заявления следует рассматривать с точки зрения влияния на американских избирателей», -- сказал «Времени новостей» директор российских и азиатских программ Вашингтонского института безопасности Николай Злобин. Эксперт полагает, что Обама старается дистанцироваться от президента США Джорджа Буша и кандидата в президенты республиканца Джона Маккейна.
Поскольку нынешние отношения США и России оставляют желать лучшего, оппоненты республиканской администрации пытаются использовать ситуацию в свою пользу. В начале апреля в Вашингтоне сенатор-демократ от Нью-Йорка 60-летняя Хиллари Клинтон, соперничавшая с Обамой за номинацию в кандидаты в президенты, призвала выработать другой подход к Москве, так как пока США «не смогли разработать стратегию, которая защищала бы их интересы при серьезном взаимодействии с Россией». По мнению Клинтон, сблизить позиции можно, если обсуждать разногласия «лицом к лицу с новыми лидерами России». «Список проблем стал слишком длинным, но мы не сможем их решить, пытаясь выгнать Россию из «большой восьмерки», как это кое-кто предлагает», -- считает г-жа Клинтон. По ее словам, Россию надо «рассматривать как партнера, а не как угрозу».
71-летний сенатор от штата Аризона Джон Маккейн ранее настаивал на том, что «реваншистской» России нет места за одним столом с «ведущими рыночными демократиями» -- Великобританией, Германией, Италией, Канадой, США, Францией и Японией. Еще в 2006 году он призывал лидеров западных стран проигнорировать саммит «восьмерки» в Санкт-Петербурге. "С подобными заявлениями Маккейн выступал давно. Но сейчас он предлагает сотрудничать с Россией по проблеме Ирана, заключить с Москвой новый договор по ядерным вооружениям, новый военный договор. Американцам сегодня больше импонирует политика лидерства и примирения, а не конфронтации. В последнее время Маккейн и Обама сблизились в своих заявлениях, предназначенных для избирателей", -- полагает Николай Злобин.
Барак Обама при этом в своем отношении к России сохраняет известную осторожность и подчеркивает свою приверженность демократическим ценностям. "Россия нам не враг и не близкий союзник. Надо без стеснения подталкивать ее к развитию демократии, прозрачности и ответственности", -- так было сказано в одном из программных заявлений сенатора.