|
|
N°46, 18 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Две большие разницы
Украина поддержала Приднестровье, а Россия -- Молдавию
В Одессе вчера прошла однодневная встреча президентов Украины, Молдавии и России, главной темой которой стало зашедшее в тупик приднестровское урегулирование. Президент Молдавии Воронин прилетел из Москвы -- накануне он решил сверить свои часы с кремлевскими и заручиться поддержкой Путина на предстоящих переговорах с Кучмой. Помощь российского коллеги необходима: отношения Кишинева и Киева в последнее время совсем разладились из-за Приднестровья.
Объявив политические переговоры с Тирасполем по урегулированию приднестровского конфликта бесперспективными, Владимир Воронин задействовал экономические рычаги. Приднестровье лишили права пользоваться таможенными печатями Молдавии, что, по замыслу кишиневских властей, должно было парализовать приднестровский экспорт. Однако Украина продолжала пропускать через свою границу приднестровские грузы, несмотря на вето Кишинева. Леонид Кучма объяснил это тем, что из-за экономической блокады Приднестровья пострадает местное население, треть которого -- этнические украинцы. Молдавская попытка разместить на украинских таможенных постах своих таможенников и таким образом взять под контроль приднестровский участок границы, завершилась скандалом. Украинские пограничники попросили соседей покинуть территорию суверенного государства. Воронин пригрозил Киеву сорвать вступление Украины в ВТО -- не помогло. Затем объявил о контрабанде оружия через приднестровско-украинский коридор, Украина потребовала доказательств. Кучма предложил Воронину организовать встречу с приднестровским лидером Игорем Смирновым в Киеве, но Воронин отказался.
В Казахстане во время неформального саммита СНГ Кучма и Воронин попытались все же выровнять отношения и даже поцеловались перед телекамерами. Киев согласился на совместные таможенные посты, но при условии, что в них будут участвовать и приднестровцы. На что Воронин потребовал привлечь немцев и австрийцев. Последнее предложение молдавского лидера: пусть о будущем статусе договариваются эксперты, а потом решают парламент Молдавии и Верховный совет Приднестровья. Сам же президент никогда больше за один стол с главой «заднестровской мафии» Смирновым не сядет.
Сейчас Россия рассматривает Кишинев как своего близкого союзника. Воронин, который за год своего пребывания в должности успел перессориться со всеми -- Приднестровьем, гагаузами, румынами и МВФ, -- как-никак обещал, что пока он у власти, НАТО «не будет стоять у Брянска». Учитывая, что добровольно Игорь Смирнов с поста не уйдет, а приднестровские вооруженные силы превосходят молдавские, Кишинев может надеяться только на то, что Кремль задействует свои рычаги давления на Тирасполь. Приднестровье же рассчитывает на дальнейшую поддержку Киева, а также на протираспольское лобби в Госдуме, которая не торопится ратифицировать подписанный Путиным и Ворониным российско-молдавский базовый договор.
Приднестровский сюжет, в котором Москве и Киеву принадлежат ключевые роли, накладывается на отношения России и Украины, которые сейчас снова переживают если не переломный, то принципиально важный момент. В Киеве через две недели парламентские выборы, от результата которых во многом зависит будущая ориентация страны. В опросах впервые лидируют не традиционно пророссийские коммунисты, а западнический блок экс-премьера Виктора Ющенко «Наша Украина». Глава администрации Кучмы Владимир Литвин (он же лидер избирательного блока «За единую Украину») заверил, что на отдельной одесской встрече Путина и Кучмы обсуждать будут не выборы, а только экономику (зона свободной торговли, двойное налогообложение и энергетика). Однако очевидно, что Леониду Кучме, которого вновь активно атакует радикальная оппозиция, поддержка Москвы сейчас не помешает.
Светлана ГАМОВА, Кишинев