|
|
N°124, 14 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Калоша нэпмана и котелок Ленина
Питерские историки проследили связь между политикой и модой
Кепка и котелок Ленина, сталинские френчи, платья Нины Хрущевой и Раисы Горбачевой -- этими экспонатами встречает посетителей открывшаяся в Санкт-Петербурге в Музее политической истории России выставка «Политика и мода». «Проект был задуман не только для того, чтобы привлечь посетителей, но и для того, чтобы показать, какое это многогранное явление -- политика, -- говорит заведующий научно-экспозиционным отделом музея Александр Смирнов. -- Именно поэтому наша выставка начинается с начала XX века, когда политика активно вторглась в повседневную жизнь россиян».
Начало прошлого века иллюстрируют предметы «буржуазного» гардероба и массовые ультрапатриотические женские журналы 1915 года, призывавшие «истинных патриоток» носить соответствующую политическому моменту одежду -- атласные башлыки, каракулевые шапки-кубанки. Следующая эпоха сделала отдельные предметы гардероба реально опасными -- во время Гражданской войны котелок, цилиндр или офицерское кашне могли стоить жизни их владельцу. А вещи, которые казались невзрачной простой рабочей одеждой, напротив, стали символами власти и привилегий. Как, например, кожаная куртка комиссара или кожаные штаны, которыми награждали красноармейцев, отличившихся в боях при обороне Петрограда. А ведь всего за два года до этого «кожанки» носили летчики, шоферы, пожарные. Кстати, вождь пролетариата ВладимирУльянов-Ленин носил всю жизнь шляпу-котелок, о чем в советское время не принято было говорить. Только когда ему пришлось вживаться в образ рабочего, скрываясь от жандармов, головным убором вождя стала вполне пролетарская кепка.
В разделе 20-х годов с помощью газетных вырезок и плакатов организаторы выставки рассказывают о дискуссиях о внешнем виде строителя коммунизма: галстук считался признаком разложения, а комсомолка не имела права носить украшения или туфли на каблуках, следуя нэпмановской моде. Дискуссии эти, впрочем, вскоре отошли на второй план, поскольку в 30-е гонения на какой-то предмет гардероба стали абсолютно нелепыми -- вопрос стоял о том, чтобы достать хоть что-нибудь. Именно потому, что в те годы любая одежда донашивалась практически до сплошных дыр, которые уже невозможно было залатать, в этом разделе не показаны предметы повседневного гардероба, а представлены только костюмы партийного руководства -- знаменитые френчи совпартаппаратчиков. Правда, есть и знаменитые калоши, о которых писал Чуковский, и футболка-соколка -- полосатая спортивная рубашка, которую стали называть «самохваловкой» после картины «Девушка в футболе» работы Александра Самохвалова. Здесь же представлена и самая «демократическая» одежда той эпохи -- ватник зэка, а рядом -- кирзовые солдатские сапоги, которые за братьями и мужьями донашивали женщины, дамский жакет, перешитый из старой формы мужа.
В 40-е мода все же вернулась, о чем свидетельствует платье офицерской жены, привезенное из Германии. Современный раздел открывает гипюровое платье Нины Петровны Хрущевой, которая первой из супруг советских руководителей стала выезжать за границу, как этого требовал дипломатический протокол. А в соседней витрине -- костюм Раисы Максимовны Горбачевой, совершившей настоящий переворот в женской политической моде в нашей стране. Именно Горбачева, женщина с отменным вкусом, заложила традицию, которой старались следовать все первые леди России.
«Мы постарались показать, что в советское время не портные, не дизайнеры и не модельеры определяли внешний вид граждан, -- считает Алексей Смирнов. -- Именно политика, власть, экономика, социальная ситуация в стране многие десятилетия диктовали свои представления о моде и стиле».
Наталья ШКУРЕНОК