|
|
N°123, 11 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пляжные войны
На юге Италии песок становится дефицитом
Апелляционный суд был вынужден на днях вмешаться в ссору между двумя городами, расположенными на юге Апеннин. Лечче и Бриндизи не поделили пляжный песок, который становится в Италии дефицитом. Специалисты полагают, что этот конфликт может быть первым залпом песчаных войн, которые скоро охватят весь полуостров. Береговую эрозию провоцирует укрепление берегов итальянских рек, в результате чего в море попадает меньше песка и ила. Хотя именно этот песок должен компенсировать природную эрозию моря.
«Как у вас дела? Песок есть?» Телефонным звонкам с такими вопросами уже давно перестали удивляться в спасательной службе пляжа в Сан-Катальдо, популярного курортного городка, куда каждый день ездят купаться сотни жителей и туристов из расположенного по соседству Лечче. В провинции Апулия эрозия угрожает 65% пляжей, и, оказавшись перед угрозой потери роскошного пляжа Сан-Катальдо, муниципалитет Лечче решил взять 200 тыс. кубометров песка с морского дна недалеко от Бриндизи. Однако работы, финансируемые ЕС, пришлось остановить из-за протестов жителей этого промышленного города, расположенного в 40 км от Лечче. После целой серии судебных разбирательств «песчаное» дело попало в Высший апелляционный суд Италии, который стал на сторону Бриндизи и постановил прекратить добычу песка на том основании, что «вреда она принесет столько же или больше, чем пользы».
Однако схожие конфликты могут возникнуть и в других регионах Италии. «Раньше, -- объясняет член национального движения по исследованиям побережья Италии Энцо Пранзини, -- вплоть до конца XIX века, в Италии вырубали много деревьев. Это увеличивало объем материала, выносимого в море. Сейчас вырубки прекратились, и береговая эрозия усилилась». Особой опасности подвержены берега около дельт рек. Наиболее наглядный пример -- знаменитая Арно в Тоскане. За последние 120 лет береговая эрозия «съела» почти 1,5 км пляжа.
Сан-Катальдо пока потерял лишь несколько метров, но и этого оказалось достаточно, чтобы затопить половину волейбольной площадки, популярной у отдыхающих. Долго горевать из-за решения апелляционного суда в Лечче не стали. Заместитель мэра Адриана Поли Бортоне сказала, что раз бриндизцы делиться песком не хотят, они возьмут его в Албании. Тирана добро на вывоз песка уже дала.
Итальянским пляжам угрожает не только море, но и туристы. Песок известных курортов растаскивают на сувениры. Ошибаются те, кто считает, что тревоги сильно преувеличены и что песка и камней хватит всем. «Хищения» приняли столь массовый характер, что уже начинает реально угрожать самому существованию курортов. Только на Эльбе ежегодно отдыхают не меньше 9 млн человек. Если каждый второй захватит пригоршню песка или несколько понравившихся камешков, то побережье острова лишится нескольких десятков тысяч тонн. Жителям эльбской деревушки Портоферрарио не до смеха. Именно сюда, если верить древнегреческим мифам, выбросила аргонавтов во главе с Ясоном морская буря. Капающий на камни пот придал им красивый пятнистый узор. В наши дни знаменитые пятнистые камешки на пляже Гиайи стали большой редкостью. Их растащили любители сувениров.
«Расхищение» Италии поставлено на коммерческую основу. Даже на аукционном сайте eBay продаются образцы песка со многих итальянских пляжей. Средняя начальная цена пригоршни песка с лучших пляжей Эльбы, сицилийского островка Салина или с берегов озера Гарда составляет 1,99 евро. Власти обещают принять меры. Пока неясно, какие будут приняты законы, препятствующие «растаскиванию» Италии, и как они будут выполняться. Возможно, так же, как в не таком уж и далеком прошлом, когда муниципалитеты для ограничения числа отдыхающих на пляжах нанимали охранников.
На ситуацию, сложившуюся в Италии с пляжами, похоже и то, что происходит на другом конце света. Отношения между крошечным Сингапуром и громадной Индонезией оставляют желать лучшего. Индонезия состоит из 17 тыс. малых и больших островов. Островов, казалось бы, так много, что большой разницы -- одним больше, одним меньше -- нет. Но Джакарта объявила о запрете на экспорт песка и строгих ограничениях на вывоз щебня и гравия. На выполнение указа выделены два десятка кораблей ВМФ. В столице Индонезии не скрывают, что запрет направлен против Сингапура. На решительные меры Индонезия пошла после того, как пограничники перехватили караван из 24 барж и буксиров с индонезийской гранитной крошкой.
Конечно, песок -- это не вода, но для Сингапура он так же жизненно необходим для строительной промышленности. После многолетнего застоя в островном государстве начался строительный бум. В 1965 году площадь Сингапура составляла 581 кв. км. Сейчас 4,5 млн человек живут уже на 650 км. 70 км трудолюбивые сингапурцы отвоевали у моря. Еще на 100 кв. км они намерены увеличить свою территорию в течение 30 лет. Для выполнения грандиозных планов нужны 1,5 млрд кубометров песка в год. После индонезийского запрета на экспорт цена песка подскочила более чем в семь раз. Неудивительно, что, если в других странах ограничения вводятся на бензин, электроэнергию и продовольствие, то в Сингапуре нормируемым является песок.
Семен УГЛОВ