Время новостей
     N°123, 11 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.07.2008
С кем делить атом
Конгрессмены предлагают России выбрать между США и Ираном
По мере того как Иран упорствует в реализации программы обогащения урана, позиции России и США по его ядерной проблеме сближаются. Обе страны еще не исключают дипломатического решения проблемы. В то же время есть понимание, что надо усилить давление на Тегеран, в том числе усилив международные санкции.

Замглавы МИД России Сергей Кисляк вчера осторожно заметил, что Москва получила от Тегерана сигнал, смысл которого в «готовности к переговорам», но «надо посмотреть, какое развитие этот сигнал получит». Россия рассчитывает на скорейшее начало переговоров с Ираном по новым предложениям «шестерки» (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия). Их еще 14 июня передал в Тегеране иранскому руководству представитель ЕС по внешней и оборонной политике Хавьер Солана.

Одно из требований "шестерки" -- прекращение иранцами обогащения урана или хотя бы приостановка этих работ на время переговоров. В обмен предполагается помочь иранцам другими способами развить их энергетику. В Москве уверены, что если предложения международного сообщества будут приняты, то "долгосрочный выигрыш Ирана -- политический, экономический и технологический -- очевиден".

Сергей Кисляк признал, что иранский президент Махмуд Ахмадинежад не собирается отказываться от обогащения урана, в то время как Совбез ООН требует эти программы заморозить. Но эти позиции «вполне совместимы, если пойти по пути выстраивания поэтапного процесса восстановления нормальных, устойчивых, долгосрочных отношений с США». У Москвы «нет иллюзий: переговоры с Ираном будут сложными».

«Тегеран будет их максимально тянуть, не отказываясь от обогащения урана и выторговывая для себя как можно больший пакет стимулов», -- сказала «Времени новостей» завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. Она напомнила, что о предложениях «шестерки» толком ничего не известно, но иранцы их пока не принимают. «Иран добивается, чтобы США пообещали ему договор о гарантиях безопасности и содействие подключения Израиля к Договору о нераспространении ядерного оружия. Иранцы могли бы объявить такой поворот на переговорах победой над "западным шайтаном", как они называют США», -- полагает наша собеседница.

Пока же Иран всячески мешает американцам добиться прогресса в улучшении ситуации в соседнем Ираке. Со своей стороны США тоже «увеличат давление на Иран с разных сторон», заявил заместитель госсекретаря и бывший посол в Москве Уильям Бернс, выступая на слушаниях по Ирану в Вашингтоне в комитетах по иностранным делам палаты представителей и сената конгресса США. Законодателей тревожит, что иранская ядерная бомба может появиться уже к концу этого года, но дипломат их успокоил: «Хотя Иран стремится создать видимость успеха, ясно, что он не достиг совершенства в обогащении урана, а его возможности по приобретению технологий или материалов уменьшились». Бернс назвал это следствием санкций ООН, отрезавших кураторов ядерной программы и банки Ирана от международной финансовой системы. Конгрессмены призвали усилить дипломатическое давление на Иран, но параллельно с этим глава сенатского комитета по иностранным делам Джозеф Байден высказался за начало прямых переговоров с иранцами.

От прогресса на переговорах с Ираном зависят перспективы российско-американского взаимодействия в ядерной энергетике. В начале мая в Москве было подписано долгожданное соглашение между Россией и США о сотрудничестве в развитии мирного атома. Оно рассчитано на 30 лет и известно как соглашение "123" (по номеру одной из законодательных статей США, регулирующих эту сферу). Но конгресс так и не ратифицировал его, критикуя Москву за контакты в этой же сфере с Тегераном и поставки ему оружия. На слушаниях в сенате замгоссекретаря Уильям Бернс (как раз он 6 мая, будучи послом, подписал в Москве соглашение вместе с главой "Росатома" Сергеем Кириенко) убеждал собравшихся в необходимости одобрить документ, иначе это "сорвет работу с русскими" в плане решения проблемы Ирана и «более широко -- в предотвращении распространения ядерных вооружений».

Против продажи Россией оружия Ирану выступают не только конгрессмены, но и министерство обороны США. Его глава Роберт Гейтс на днях признал, что считает «в высшей степени маловероятным» появление у Тегерана российских баллистических ракет средней дальности РСД-10. Заявлению министра предшествовали испытания Ираном в Персидском заливе якобы достигающих территории Израиля ракет дальнего действия «Шахаб-3». В 2007 году Россия поставила Ирану зенитные комплексы «Тор-М1», что вызвало резкую реакцию США.

Александр САМОХОТКИН
//  читайте тему  //  Ситуация в Иране