Реформа налога на добавленную стоимость
становится едва ли не главной темой аппаратной борьбы в макроэкономическом блоке правительства. По мере приближения часа «Икс», 1 августа, когда министерства должны представить согласованные предложения по НДС премьер-министру Владимиру Путину,
эта борьба обостряется. Ведомства обвиняют друг друга в некомпетентности, предлагают новые экзотические варианты решения проблемы,
но от представления единой концепции далеки как никогда. Вчера Министерство финансов фактически торпедировало один из выводов доклада по последствиям снижения НДС, подготовленного Министерством экономического развития.
До 1 августа, когда министерства должны представить премьеру Путину окончательные предложения по НДС, осталось чуть более двух недель, но разгадка главной налоговой интриги последних месяцев по-прежнему под покровом секретности. Каков будет новый размер ставки налога на добавленную стоимость в окончательной версии, можно только догадываться. Но какова бы ни оказалась эта цифра, уже видно, что позиции министерств и ведомств по-прежнему далеки от сближения.
Минфин, судя по всему, о серьезном понижении ставки говорить не готов. Эту позицию неоднократно за последнее время озвучивал вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. «Мы очень рассчитываем на то, что расчеты, которые мы сейчас ведем, покажут: возможность снизить налоговую нагрузку есть. И хотя наше мнение -- снижать в первую очередь налог на прибыль, мы, безусловно, просчитываем возможности по реформе НДС, как поручило нам правительство», -- отметил замминистра Сергей Шаталов.
При этом, как сообщил Сергей Шаталов, в поисках замещения выпадающих доходов Минфин не намерен повышать другие налоги, в том числе акцизы. «Повышение акцизов никогда не сможет компенсировать выпадающие доходы в случае снижения НДС до 12% (с нынешних 18%. -
Ред.), как это предлагает Минэкономразвития», -- заявил он журналистам в четверг, комментируя расчеты экспертов, которые по заказу Минэкономразвития просчитали последствия снижения с 2009 года НДС. По оценкам экспертов, в финансовых условиях 2009 года такое снижение привело бы к выпадению доходов бюджета в объеме порядка 900 млрд руб. Замминистра отметил, что согласен с этой оценкой, но не согласен с тем, что выпадающие суммы могут быть компенсированы повышением акцизов и ростом собираемости налога за счет выхода из тени и расширением налоговой базы по другим налогам.
«Акцизы таких сумм не компенсируют никогда», -- заявил Сергей Шаталов, объяснив, что список подакцизных товаров в России не широк и главными видами с точки зрения объемов поступлений являются нефтепродукты и алкоголь. Вместе с тем, предположил замминистра, возможность повышения акцизов на нефтепродукты вызывает большое сомнение.
Что же касается алкоголя, то, как напомнил г-н Шаталов, сегодня гораздо чаще звучат предложения снизить акцизы на алкоголь. «Когда принимаются такие решения (по компенсирующему повышению акцизов), надо оценивать, как это будет связано с размерами акцизного налогообложения наших ближайших соседей и каким образом это повлияет на товарные потоки, в том числе и нелегальные», -- отметил замглавы Минфина. «Так что с акцизами я не вижу источника компенсации доходов бюджета в результате снижения НДС, по крайней мере принципиального», -- резюмировал он.
К этому следует добавить, что повышение любых акцизов -- прямой путь к раскручиванию инфляции, тогда как представители Минэкономразвития упорно утверждают, что снижение НДС никак не повлияет на рост цен.