|
|
N°46, 18 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Будущее -- за сжиженным газом?
Долгосрочные контракты останутся основой газового бизнеса, и краткосрочные сделки, которых добивается Комиссия ЕС, никогда не смогут их заменить. Так считает ФЕЙСАЛ АС-СУВЕЙДИ, вице-президент и главный менеджер компании «Катар-газ», с которым встретилась спецкор газеты «Время новостей» ЕЛЕНА СУПОНИНА. Катар занимает третье место в мире по запасам газа и в основном экспортирует сырье в сжиженном виде газовыми танкерами.
-- Газовиков не радует перспектива внедрения краткосрочных контрактов вместо долгосрочных...
-- Европейцы не преуспеют с идеей краткосрочных контрактов. У них самих мало специальных портов для приема газовых танкеров. В Испании их четыре, во Франции -- один или два, в Италии -- один, в Германии тоже, в Турции -- один, только сейчас второй строят. Да и самих газовых танкеров в мире знаете сколько? Всего около 100!
-- При чем здесь танкеры и порты?
-- Если Европа хочет добиться срочных контрактов, ей нужно больше конкуренции среди самих газовиков. Для этого надо уменьшить зависимость от поставок по трубе, а это можно сделать при помощи сжиженного газа. Нужно строить газовые порты, а это дорого, как и сами танкеры. Это не как с нефтью. Нефтяной танкер почти в любой порт зайдет. Долгосрочные контракты нужны не только продавцу газа, но и покупателю. Принимающей стороне тоже надо подготовиться, хотя бы построить специальный причал. Прежде всего это касается поставок сжиженного газа. Да, в Европу пока газ в основном поставляется по трубе, из России, с Северного моря, в меньшей степени из Алжира. Признаться, в случае с поставками по трубе, более дешевыми, легче добиться срочных контрактов. Но тут уже сами производители этого не допустят. Им нужны долгосрочные инвестиции, а значит, и долгосрочные контракты -- для развития труднодоступных, более затратных месторождений. Во всем мире кончились и дешевая нефть, и дешевый газ. Землю со всех сторон ископали. Той же России придется добывать топливо в более сложных районах, что повысит себестоимость.
-- Допустим, Европа займется развитием инфраструктуры по сжиженному газу. Это сделает возможными краткосрочные контракты?
-- Краткосрочные контракты по сжиженному газу возможны лишь при возникновении излишков. Когда благодаря развитию технологии повышается производительность и добывается больше газа, чем законтрактовано. Этот излишек может быть выброшен на рынок через срочные контракты, и их число благодаря быстрому технологическому прогрессу будет увеличиваться. Но никогда такие контракты не превысят долгосрочные.
-- Традиционный катарский рынок -- Азия, а не Европа. Почему вы выходите на Европу? Вы же далеко?
-- У нас очень развита технология производства сжиженного газа. Благодаря ей мы на 50% снизили себестоимость. Стало дешевле производство на заводе и меньше транспортные расходы. К тому же танкеры стали больше. От Катара до Европы и обратно танкер добирается за месяц. То же самое до Японии и Кореи. Катар находится посередине между Европой и Азией, это очень удобно. Да и в Европе стремятся к разнообразию: из России, Алжира, Тринидада, Норвегии, Катара, Нигерии и так далее.
-- То есть вы становитесь конкурентами для России в плане Европы?
-- В некотором смысле, да. Но я считаю, что потребление в Европе в ближайшие 10--15 лет будет больше, чем могут обеспечить одно-два государства. Без Катара и даже Тринидада одна Россия не справится с возрастающими потребностями Европы.
-- Кто самый большой конкурент Катара по газу?
-- Экспорт сжиженного газа танкерами и экспорт по трубе -- разные вещи. По трубе сильны Россия, Алжир, Норвегия. Сжиженным газом активно занимаемся мы, те же алжирцы, индонезийцы. У нас нет опасений, географически у нас слишком хорошая отправная точка, мы как бы в середине мира, в отличие от того же Каспия имеем выход в океан, так что танкерами нам одинаково удобно отправлять сжиженный газ и в Азию, и в Европу. Хотя пока Европа в основном опирается на поставки по трубе из России, Норвегии, теперь еще из Алжира. Но, на наш взгляд, за сжиженным газом серьезное будущее. Сейчас мы готовим большие танкеры, чтобы наладить торговлю сжиженным газом с Америкой. В Катаре очень удобно расположены месторождения, они сконцентрированы почти в одном месте, а не в разных, что облегчает сбор газа для сжижения. Мы добываем газ из месторождений на море, и обычно в море добыча тяжелее, чем на суше, но нам и здесь повезло: у нас газ на глубине всего 80 метров, что значительно ближе, чем у добытчиков на Северном море.
-- Но в будущем Катар может стать мощным конкурентом России, тем более что она не занимается сжиженным газом?
-- Наш газ не угрожает России. Она останется мощным производителем. Вообще мы готовы сотрудничать с российскими бизнесменами и удивляемся, что их до сих пор нет. Кстати, в компании «Катар-газ» работают 1200 служащих из самых разных стран. Россиян нет. Хотя мы очень открытая страна.
Беседовала ЕЛЕНА СУПОНИНА