В Министерстве энергетики вчера прошла первая пресс-конференция со дня его создания. Однако главным спикером почему-то был не глава ведомства Сергей Шматко, а его заместитель Вячеслав Синюгин -- бывший член правления РАО «ЕЭС России» и бывший глава «ГидроОГК» (на днях переименованной в «Русгидро»). Как куратор электроэнергетики он вкратце рассказал журналистам о планах работы правительства и министерства по реформированию отрасли, а также заявил, что прошло десять дней с момента
подписания правительственного постановления о запуске рынка мощности на оптовом энергорынке, а потому необходимо проинформировать всех о том, как теперь будет построена работа энергокомпаний. Участвовавший в пресс-конференции глава Администратора торговой системы Дмитрий Пономарев сразу же сообщил: высокие ценовые заявки предполагается «отсекать», причем «рыночными методами». Впрочем, механизм этого, по его словам, еще не разработан. Энергетики полагают, что такая система весьма опасна для отрасли в принципе -- она может привести к системным авариям.
Рынок мощности представляет собой торговлю условно-постоянными затратами, необходимыми для поддержания энергоблоков в рабочем состоянии для выработки энергии в определенное время. Параллельно уже несколько лет существует рынок электроэнергии, где идет привычная торговля киловатт-часами. По информации г-на Пономарева, сейчас плата за мощность взимается в рамках регулируемых тарифов, в свободном секторе она входит в цену электроэнергии. В структуре же выручки генерирующих компаний сейчас примерно 40% приходится на продажу электроэнергии и 60% -- на продажу мощности.
Как заявил вчера глава Системного оператора Борис Аюев, также участвовавший в пресс-конференции, смысл создания отдельного рынка мощности -- обеспечить более четкий баланс между спросом и предложением. Ведь благодаря этому рынку станет понятно, какой планируется спрос в разрезе года и какой объем мощностей необходим для его удовлетворения. «Инвестиционный цикл в электроэнергетике значительный, -- сказал г-н Аюев. -- Поэтому сейчас на рынке возможны броски цен как вверх, так и вниз. Причем броски вниз приводят к снижению инвестиций». Рынок мощности поможет если не избежать подобных негативных явлений, то хотя бы сгладить их.
Схема торговли, по его словам, такова: сначала будут собираться заявки от потребителей, а затем от поставщиков. При этом заявки поставщиков в конкретной зоне будут удовлетворяться следующим образом: сначала по самой низкой цене, затем -- по более высокой. Таким образом, заявки с самыми высокими ценами рискуют оказаться неисполненными.
В то же время, как сказал г-н Пономарев, заявки с ценами существенно «выше рынка» станут как минимум предметом разбирательства. Как АТС собирается определить, что такое «выше рынка», он четко не сказал, отметив лишь, что сейчас готовятся предложения по этому поводу. Г-н Пономарев отметил, что параметры выработки энергии на определенных типах энергоблоков «всем известны», но тут же заявил: «Я категорически против каких-либо ценовых категорий, коридоров. Я надеюсь, что до этого не дойдет».
Глава одной из энергокомпаний сказал «Времени новостей», что не понимает, почему именно г-н Пономарев собирается определять, насколько велика цена в заявке, и на основании этого принимать решение о том, отклонить ее или нет. «По логике, этим должна заниматься Федеральная служба по тарифам, а не частная компания АТС, -- считает он. -- А вообще такие полномочия в принципе рождают коррупцию». Кроме того, если будет введена система отклонения заявок просто из-за высокой цены, то это может привести к весьма опасным ситуациям, говорит энергетик. Если какая-либо электростанция имеет на своем балансе распределительное устройство и обеспечивает перетоки энергии, то в случае неудовлетворения заявки на мощность эта станция может попросту прекратить эти перетоки, сославшись на отсутствие средств. «Эти распредустройства -- частная собственность, и никакой Системный оператор в этой ситуации уже ничего не сможет сделать, -- пояснил собеседник газеты. -- Я считаю, что г-н Пономарев в стремлении контролировать сделки играет с огнем».
Но если ценовые скачки все же будут, непонятно, как они повлияют на розничный рынок. Г-н Пономарев указал, что никаких документов на этот счет пока нет. А г-н Синюгин поспешил заверить, что для населения тарифы пока остаются регулируемыми.