Время новостей
     N°122, 10 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.07.2008
Кубик Шубика
Смерть главного свидетеля против питерских милиционеров застала Генпрокуратуру врасплох
В конце прошлой недели в Петербурге скончался предприниматель Семен Шубик. На это прискорбное, но все же достаточно рядовое для большого города событие вряд ли бы кто обратил внимание, если бы смерть этого никому не известного человека не спутала все карты в большом политическом конфликте между Следственным комитетом при прокуратуре (СКП) РФ и петербургской милицией.

Семен Шубик был владельцем Фрунзенской плодоовощной базы, которая в 2005 году попала в руки рейдеров. Этот случай стал скромным эпизодом в целой серии уголовных дел, расследование которых вели сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Впоследствии оперативникам удалось собрать улики против десятков остававшихся до некоторых пор безнаказанными руководителей межрегиональных преступных группировок, действовавших в России с начала 1990-х годов. Под следствием и за решеткой оказались промышлявшие рейдерством лидеры так называемого "тамбовского", "колесниковского" преступных сообществ и целого ряда этнических "бригад".

Но дело Семена Шубика до логического конца доведено не было. В конце 2005 года оно было передано в Следственный комитет МВД РФ, в 2006 году материалы по Фрунзенской плодоовощной базе забрала себе Генпрокуратура РФ. А в ноябре 2007 года это уголовное дело было передано заместителю руководителя 2-го отдела управления №1 по расследованию особо важных дел Главного следственного управления СКП Олегу Пипченко. И в его производстве все обернулось так, что виновными в рейдерском захвате предприятия Шубика стали не кто иные, как оперативники петербургского УБОП. А сам Семен Шубик стал главным свидетелем обвинения.

Согласно его показаниям, оперуполномоченные по особо важным делам питерского УБОП Василий Боровицкий и Азер Тофик-оглы Алиев попросили его подписать три пустых листа, а потом передали эти бумаги, как сказано в протоколе, "в неустановленном месте неустановленным членам преступного сообщества", которые впоследствии и захватили плодоовощную базу. В результате 1 июля в ходе совместной операции СКП и питерского управления ФСБ Боровицкий и Алиев были задержаны. Таким образом, фигурантами этого уголовного дела стали те, кто три года назад начал его расследование, после чего события приняли совсем непредсказуемый оборот.

Заместитель начальника УБОП ГУВД по Петербургу и Ленинградской области Владимир Сыч решительно встал на защиту своих подчиненных и 4 июля собрал специальную пресс-конференцию. Он заявил, что Боровицкий и Алиев появились у Шубика уже после того, как по его заявлению было возбуждено уголовное дело, и, соответственно, у оперативников не было никакого резона брать у Шубика какие-то бумаги и передавать их неустановленным лицам. Кроме того, задержав милиционеров, СКП, по словам г-на Сыча, предоставил им очную ставку не с самим Шубиком, а только с его супругой, которая поведала, что о бумагах, переданных оперативникам, ей рассказывал муж. И в последнем опровержении г-н Сыч отметил, что человек, у которого, по материалам дела, были обнаружены эти злополучные листы, не знает Боровицкого и Алиева и даже понятия не имеет, кто они такие. А на следующий день, 5 июля , г-н Шубик скоропостижно умер, оставив обвинение без главного свидетеля.

Правоохранительные органы Петербурга сразу же заявили, что смерть Семена Шубика не имела насильственного характера. А Владимир Сыч рассказал журналистам, что уголовное дело против оперативников УБОП -- провокация, направленная против руководства петербургской милиции в целом и против начальника ГУВД по Петербургу и Ленобласти Владислава Пиотровского в частности. По словам начальника УБОП, природа подобных обвинений проста: "Владимир Барсуков-Кумарин находится под арестом, но следователям сейчас не с чем выходить в суд. И следователи, чтобы не провалить дело, пытаются подобраться к нему через тех, кто находится под следствием или уже осужден. А те, понятно, ставят свои условия. Так, арест оперативников УБОП стал местью Бадри Шенгелия. У меня есть данные, что он согласился дать показания против Кумарина, а за это попросил наказать тех, кто его посадил. А посадили его Боровицкий и Алиев".

В СКП на подобные заявления отвечать отказались, но отметили, что доказательств вины Боровицкого и Алиева им хватит и без г-на Шубика и что причины его странной смерти будут еще выясняться. И не исключено, что откроются новые подробности.

В свою очередь в питерском ГУВД не сомневаются, что СКП не остановится на двух оперативниках УБОП. "Сотрудники Следственного комитета уже давно пытаются найти компромат на меня и на начальника ГУВД Владислава Пиотровского, -- сказал корреспонденту "Время новостей" Владимир Сыч. -- И у всех фигурантов рейдерских дел они спрашивают, какие у тех были с нами дела. И я готов к тому, что скоро люди в штатском придут и за мной".

Между тем многие местные наблюдатели полагают, что на самом деле причина этого конфликта намного глубже и имеет сугубо политический характер. Дело в том, что ведомство, которое покончит с Кумариным, Шенгелией и иже с ними, покончит с самыми влиятельными межрегиональными преступными сообществами, то есть поставит точку на целой эпохе, начавшейся в «лихие» 90-е годы. А подобная слава еще никому не мешала. Поэтому есть две точки зрения на борьбу с питерскими рейдерами.

Согласно одной из них именно петербуржцы начали расследование сотен рейдерских дел и не без помощи Владислава Пиотровского, который несколько лет возглавлял криминальную милицию северной столицы, а потом стал начальником ГУВД, нашли тот единственный путь, по которому можно было их завершить. Они не стали рассматривать каждый захват в отдельном производстве, а при поддержке прокуратуры Петербурга стали возбуждать уголовные дела сразу по фактам организации преступных сообществ. И начинал аресты рейдеров именно питерский УБОП. Но, почуяв растущую славу милиции северной столицы, в январе прошлого года Генеральная прокуратура заявила, что отныне сама будет заниматься всеми рейдерами. Через три месяца, забрав все материалы из петербургского УБОП, уже федеральные структуры провели массовые аресты еще не арестованных питерцами членов различных ОПГ, причастных к рейдерским захватам десятков предприятий. И Кумарина в августе прошлого года брали тоже сотрудники центральных аппаратов спецслужб. Но если Бадри Шенгелия, Вячеслав Дроков и Андрей Леухин по разработкам питерского УБОП уже осуждены, пусть даже на небольшие сроки, то с Кумариным пока все очень сложно. В УБОП северной столицы считают, что следователи из Генпрокуратуры просто поторопились с арестом.

Вторую же версию породила Генпрокуратура РФ, которая зацепилась за вмененное ей "поторопились". По словам генпрокурора Юрия Чайки, расследование рейдерских дел в Петербурге стояло на месте, затягивалось без имеющихся на то причин. После этого пошли слухи о коррумпированности петербургской милиции. И в связи со всем этим было принято решение о передаче расследования Генеральной прокуратуре РФ, без которой доброй половины арестов просто не состоялось бы. А Кумарина с точки зрения федерального ведомства петербуржцы вообще хотели вывести из-под обвинений.




Тринадцать дел Владимира Барсукова

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ завершил расследование одного из уголовных дел о рейдерских захватах в Петербурге, в которых обвиняется предприниматель Владимир Барсуков (Кумарин). Об этом вчера сообщил его адвокат Сергей Афанасьев. «Завершено расследование по двум эпизодам -- захвату кафе "Петербургский уголок" и универмага "Смольнинский", -- сказал г-н Афанасьев. -- В ближайшее время эти материалы будут переданы в один из районных судов Петербурга. Всего Барсуков подозревается в 13 эпизодах рейдерских захватов в Петербурге». Барсуков был арестован в конце августа прошлого года в Петербурге, сейчас он содержится под стражей в одном из СИЗО Москвы. Генпрокуратура РФ предъявила ему обвинения в организации преступного сообщества, мошенничестве, а также отмывании денежных средств. Ранее ему уже было предъявлено обвинение в организации убийства, убийстве и покушении на убийство. По данным Генпрокуратуры РФ, в 2004 году Барсуков и другие члены группировки, среди которых были уроженцы Тамбовской области, создали в Петербурге так называемое "тамбовское" преступное сообщество. Участники преступной группы, по версии следствия, совершали рейдерские захваты, а также убийства и покушения на убийство. Как полагают следователи, в период с июля 2005 по июнь 2006 года Барсуков вместе с соучастниками совершил мошеннические действия в отношении 13 коммерческих предприятий Петербурга, общая стоимость которых составляет около 5 млрд рублей. РИА НОВОСТИ

Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Борьба с рейдерством