|
|
N°46, 18 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Искать больше некого
Следователи прокуратуры закончили работу в отсеках «Курска»
Генеральная прокуратура закончила один из наиболее важных этапов расследования гибели атомохода «Курс» -- опознание тел погибших моряков и осмотр самой подлодки. Всего удалось идентифицировать 114 погибших, останки четверых членов экипажа остались не найденными. Теперь следователей ожидает следующий не менее ответственный этап работы -- подъем фрагментов первого отсека «Курска», после которого прокуроры надеются дать окончательный ответ, отчего же на подлодке произошел взрыв торпеды, повлекший гибель всего атомохода.
Основную часть подводной лодки, за исключением первого отсека, специальная экспедиция извлекла со дна Баренцева моря прошлой осенью. После установки «Курска» в док следователи в первую очередь стали доставать погибших из наименее пострадавших отсеков -- с 4-го по 9-й. Работать надо было предельно быстро, поскольку от попадания воздуха разложение тел резко ускорилось. Дальше специалисты приступили к разборке 2-го и 3-го отсеков, внутри которых все оказалось буквально сметено взрывной волной. В общей сложности из «Курска» были извлечены останки и тела 114 человек (весь экипаж состоял из 118 человек), а для их идентификации на базе Северного флота открыли специальную патологоанатомическую лабораторию. К субботе судмедэксперты смогли установить личности всех поднятых с атомохода моряков, в том числе капитана подлодки Геннадия Лячина. Останки еще четверых человек, находившихся в лодке, найти так и не удалось. Это матрос, командир отделения торпедистов Иван Нефедков, инженер Мамед Гаджиев, командир группы целеуказаний Максим Вешняков, механик боевой части №2 Дмитрий Катков. Во время учений они находились в первом отсеке лодки, где произошел взрыв, и скорее всего полностью сгорели.
Сейчас следователи работают с материалами, изъятыми из подлодки: бортовыми журналами, блокнотами, специальными тетрадями. Попутно в Санкт-Петербурге ведется расшифровка кассет с записями переговоров экипажа, часть которых тоже удалось достать. Хотя, как отмечают в Генпрокуратуре, примерная картина трагедии уже ясна. Из одной из торпед, находившихся на «Курске», началась утечка крайне опасного топлива -- жидкого кислорода и маловодной перекиси водорода. Потом последовал взрыв этой самой торпеды, а за ним -- большей части боезапаса атомохода. Известна следователям и одна из причин, повлекших катастрофу. Это, как выразился генпрокурор Владимир Устинов, «традиционное отечественное разгильдяйство». Однако, чтобы ответить на вопрос о первоначальных причинах взрыва злополучной торпеды, следователям, по их словам, необходимо поднять остатки первого отсека. Со дна моря их начнут извлекать этим летом, причем небольшими частями по 5--10 тонн. Для этого уже выделены понтоны и водолазы. Как считают на Северном флоте, особой опасности предстоящая операция не представляет. Весь находившийся в первом отсеке боезапас был либо уничтожен, либо разбросан по морскому дну. Что же касается уже поднятой части атомохода, то сейчас ее готовят к транспортировке на судоремонтный завод «Нерпа» для последующей утилизации.
Юрий ВЕРШОВ