|
|
N°121, 09 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не считается
Российский IT-рынок не дозрел до качественной аналитики
Из так называемой «большой тройки» мировых IT-аналитиков -- IDC, Forrester Research, Gartner -- в России имеет представительство только IDC. Два других не спешат отводить в своих планах приоритетное место российскому IT-рынку. Основная причина -- его незрелость.
Как-то раз одна небольшая аналитическая компания подготовила любопытную статью. Она рассказывала о том, что же происходит с текучестью кадров в российских IT-компаниях. Известно, что любой рынок IТ-услуг держится на людях. Соответственно, если он растет, увеличивается и число людей в компаниях. Пытаясь ответить на этот вопрос, аналитики начали сопоставлять цифры. Они привели данные российского подразделения IDS Scheer (мировой лидер в области управлениям бизнес-процессами), из которых видно, что рынок услуг ежегодно растет в два раза. Но когда аналитики начали опрашивать сами российские компании, выяснилось, что никакой «текучки» вообще нет, штат не растет. Почему? Одно из двух: либо компании обманывают, что нет текучки. Либо компании обманывают, что они растут в два раза. Таков вывод статьи. Вопрос текучести кадров -- за «кадром» и остался.
Авторы статьи оказались жертвой обычной для российского IT-рынка ситуации: это происходит тогда, когда кто-нибудь пытается понять, насколько правдивы цифры, заявленные теми или иными компаниями. А ведь приведенное в пример агентство только начало анализировать самые простые вещи.
Игра в прятки
Представительские функции Gartner в России выполняет финская компания «Маркет-Визио», имеющая в Москве российский офис. На сайте компании написано, что она является эксклюзивным представителем Gartner в Финляндии, России, Украине и странах Балтии.
По мнению IT-аналитика Сергея Карелова, никакого представительства Gartner в России вообще нет. "Маркет-Визио" -- компания слабая, а ее российское отделение представляет интересы Gartner очень плохо. В этом причины того, что Gartner очень плохо знает российский IT-рынок, и того, что российский IT-рынок очень плохо знает Gartner», -- говорит председатель совета компании ЛИНЭКС Сергей Карелов.
Разница между IDC и Gartner не только в том, что первая имеет полноценное представительство в России, а вторая нет. IDC продает больше аналитических продуктов, а Gartner -- больше консалтинговых услуг. В этом и заключается основное различие. Это соотношение применительно к обеим компаниям в масштабах всего мира. Сергей Карелов считает, что западные аналитические отчеты Gartner и данные о российском рынке бессмысленно даже сравнивать. То же самое можно сказать и об информационных продуктах IDC на российском рынке.
«Это неудивительно, -- полагает гендиректор аналитического центра REAL-IT Василий Буров. -- Технологии, которые работают на Западе, совершенно не прижились в России».
Простой пример: и IDC, и Gartner, и Forrester Research никогда не проверяют присланные компаниями цифры. Они рассчитывают на то, что компании заботятся об интересах инвесторов и поэтому не занимаются приписками. Зная о том, насколько непубличен российский IT-рынок, рассчитывать на достоверность такой методики не приходится.
Единственный выход -- начать проверять цифры. Именно этим и занялось в прошлом году IDC в России, что вообще-то противоречит духу этой компании, считает Василий Буров. Он имеет в виду сотрудничество ЛИНЭКС и IDC в проекте оценки выручки от IT-услуг, оказанных российскими IТ-компаниями. Именно в этом проекте IDC впервые решилась оценить достоверность цифр выручки от IT-услуг, которые называли компании.
О том, что на рынке существует еще и Forrester Research, российские IT-компании просто не знают. Так что пока выбора у российского IT-рынка нет. Основная причина этого -- незрелость самого рынка, считает Сергей Карелов.
Неконкурентное преимущество
Причин этому минимум две,поясняет Василий Буров. Во-первых, до недавнего времени аналитика не являлась серьезным конкурентным преимуществом. Это объяснимо: российский бизнес -- IT здесь не исключение -- развивал свой бизнес на основе личных контактов. Лучших условий для обеспечения конкурентных преимуществ он и не желал.
Во-вторых, пока на IT-рынке процессы M&A (слияний и поглощений) не стали массовыми. Из этого следует простая вещь: далеко не каждую компанию интересует оценка ее бизнеса с точки зрения рынка. Игрокам рынка интересней называемые ими абсолютные цифры, чем подтвержденные аудированной отчетностью финансовые показатели. Исключение -- лидеры рынка, но и они пока не являются стимулом для «обеления». Эти же лидеры и являются основными потребителями аналитики, но круг таких лидеров очень мал -- на весь российский IT-рынок две публичные компании -- «Ситроникс» и IBS. Примерно такой видят западные аналитические компании картину российского IT-рынка и делают из этого простой вывод: можно ли такому рынку продать много аналитики? Ответ очевиден.
Бескультурное потребление
Дмитрий Ведев считает, что зрелость того или иного рынка -- это всегда двусторонний процесс: зрелость поставщика и зрелость потребителя. Наш IT-рынок готов к потреблению аналитики самого высокого качества -- аналитическим компаниям надо просто активнее работать с рынком.
Отчасти это правда. Другая причина того, что в Россию не торопятся западные аналитические агентства, -- зашоренность самих крупных международных компаний, говорит Сергей Карелов. По мнению Василия Бурова, западные компании банально считают деньги -- много на российском рынке пока не заработаешь.
«В России вообще нет культуры потребления информации за деньги», -- говорит г-н Буров. Пенять на загадочную русскую душу в данном случае стоит. Почему нет, когда вопрос в ментальности участников рынка? Подавляющие большинство глав IT-компаний -- выходцы из научной среды. Имея в активе достойный уважения опыт работы в академической науке, они не верят чужим отчетам (сами писали) и не хотят за них платить (раньше было бесплатно).
Поэтому аналитикам приходится изобретать другие способы продажи своего продукта -- например, медийные. Самый популярный из них -- рейтинги. По мнению г-на Бурова, другая аналитика не потребляется. «Но чаще всего популярны не те, кто хорошо делает аналитику, а те, кто хорошо продает рекламу», -- говорит он. Получается замкнутый круг: аналитики на российском IT-рынке крайне мало, чаще всего торгуют продуктом, претендующим на аналитику. По этой причине отношение к любой аналитике среди игроков IT-рынка предвзятое. Впрочем, рынок воспитуем, полагают сами участники.
Поводы открыться
Консолидация IT-рынка, появление у компаний внешних инвесторов, выход на IPO -- все это в конечном итоге заставит российские компании тратить деньги на качественную аналитику. И, что не менее существенно, ориентироваться на нее в стратегическом планировании бизнеса. «Компании понимают, что им нужно расти выше той планки, до которой они уже добрались, -- говорит Василий Буров. -- А использование аналитики -- лучшее условие для обеспечения конкурентного преимущества».
Пока любые цифры, которые получаются в результате исследований, будут иметь большой процент погрешности, считают в компании «Систематика». «Пока» -- это до тех пор, когда российский IT-рынок не дорастет до публичности и открытости, в качественной аналитике его участники заинтересованы не будут
Когда же это произойдет? Вопрос не имеет точного ответа, считает глава группы компаний IBS Анатолий Карачинский. Лишь примерный: когда 50% от объема российского IT-рынка будут принадлежать компаниями, отчитывающимся по международным стандартам. В этом случае доходы аналитических агентств в России станут существенными. И они, и сам российский IT-рынок будут друг к другу относиться иначе.
Виктория МУСОРИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»