Россияне оценивают собственное экономическое положение хуже, чем ситуацию в стране
Индекс потребительской уверенности российских граждан вновь начал снижаться. Ожидание ценовых скачков заставляет россиян больше тратить сегодня, чем сберегать на будущее. У большей части населения такая бухгалтерия вызывает пессимизм. И хотя доля
позитивных оценок ожидаемых изменений экономической ситуации пока не уменьшилась, индекс оценки текущего личного материального положения и индекс оценки благоприятности условий для крупных покупок вновь оказались негативным. Такие данные опубликовал «Росстат».
Индекс потребительской уверенности -- это показатель, который рассчитывается на основании пяти индексов: происшедших и ожидаемых изменений личного материального положения, происшедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в стране, а также благоприятности условий для крупных покупок.
«Росстат» проводит регулярные опросы потребительского поведения населения начиная с 1998 года ежеквартально, с охватом 5 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше.
За все десять лет замеров индекс уверенности лишь на кратковременный период в конце прошлого -- начале нынешнего года вышел в плюс. А затем снова ушел в минус. На сей раз ухудшение личного материального положения отметили 26% опрошенных (против 21% во втором квартале 2007 года), а возможное улучшение ситуации -- лишь 14%.
Как считают в «Росстате», решающее значение в снижении индексов личного благополучия играет бурный рост цен. Доля пессимистично настроенных респондентов, ожидающих значительного роста цен, во втором квартале 2008 года составила 67 против 44% во втором квартале 2007 года.
Несмотря на полуторакратное увеличение числа россиян, опасающихся высокой инфляции, доля лиц, положительно оценивающих происшедшие изменения экономической ситуации в стране, осталась на уровне предыдущего квартала и второго квартала 2007 года, составив 32%, ухудшение заметили 22% опрошенных.
При этом россияне в целом довольны экономической политикой правительства и экономической ситуацией в стране: бюджетным профицитом, ростом нефтяных цен, увеличением золотовалютных резервов, видя угрозу исключительно в росте цен на потребительские товары и услуги.
Как полагают эксперты, такое раздвоение сознания по принципу «в стране все хорошо, но у меня отчего-то плохо» отчасти может объясняться ростом безработицы среди молодого населения. Средний возраст безработных, по данным «Росстата», составляет 34 года, причем стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имеют 37% безработных. Средний возраст занятого населения -- 39 лет. Склонная сильно переживать из-за отсутствия дохода и сбережений молодежь до 25 лет среди безработных составляет почти 30%, а среди занятого населения -- 12%. В то же время доля безработных среди 55-летних составляет всего 6%.
Такая диспропорция и формирует картину негативной оценки потребителями своего благосостояния. Молодые могли бы потреблять больше, но у них нет для этого достаточного заработка. Этот пласт населения во многом определяет индекс потребительского благополучия как негативный. Среди более старших по возрасту доля безработных и недовольных своим потребительским благополучием меньше. Но одновременно среди них значительно больше тех, кто субъективно понимает, что в целом экономическая ситуация в стране, несмотря на высокую инфляцию, не столь плоха. Ведь они хорошо помнят те времена, когда было значительно хуже.