Нелегка доля первого вице-премьера. Особенно когда хозяйство досталось такое хлопотное: лес, рыба и сельское хозяйство. Вчера Виктору Зубкову пришлось основательно померзнуть в Мурманске, решая проблемы рыбного промысла и рыбопереработки накануне заседания правительственной комиссии. Но
развитие рыбной промышленности не самоцель. Главное -- накормить людей дешевыми и полезными рыбопродуктами.
В течение всего дня первому вице-премьеру пришлось выслушивать, что думают те, кто работает в отрасли, о политике федеральных властей в области развития рыбного хозяйства. Для начала свое мнение дали высказать рыбопереработчикам. Кажется, здесь от федерального правительства добра не ждут. «Раньше было Министерство рыбного хозяйства, а в российские времена в названии ведомства осталось лишь рыболовство. Вот они только и делают, что делят квоты», -- сетовал директор рыбоперерабатывающего завода «Норд-Вест» Валерий Зиминицкий. Хорошо хоть региональные власти понимают, что гробить основную отрасль местной экономики себе же хуже, поэтому на региональном уровне есть и субсидии, и льготы.
«Сейчас все выгодно: и вылов и переработка», -- уверен г-н Зиминицкий. Его предприятие полного цикла, но собственной добычи не хватает, 75% сырья приходиться закупать, причем по мировым ценам. Впрочем, директор не жалуется, а правильно оценивает международную обстановку: «Сейчас все дорого -- и нефть, и рыба».
В любом случае еще 15 лет назад российским рыбопереработчикам было куда сложнее. «Зато мы подняли Киркинес», -- напоминает директор, что в 90-е годы эта норвежская деревня за несколько лет выросла в мегаполис. Весь российский рыболовный флот поставлял улов на их предприятия.
В последнее время большую часть переработки удалось отыграть назад. Очень помогло принятое полтора года назад решение о разрешении вылова рыбы маломерными судами в прибрежной зоне до 200 миль. «Сейчас ходят слухи, что хотят опять урезать зону до 12 миль и ограничить типы судов. Тогда мы опять рискуем получить сокращение рыбопереработки», -- предупредил Валерий Зиминицкий. В связи с этим главная просьба к федералам не мешать и оставить существующие льготы.
У рыбодобытчиков просьб накопилось побольше, что стало ясно на совещании в Мурманском морском рыбном порту (ММРП). Порт сейчас стоит в плане приватизации на 2008 год. Собственно, его уже пытались продать, но в начале июня аукцион не состоялся. Однако хотя процесс приватизации уже запущен, среди госорганов по этому вопросу единства нет. Госкомитет по рыболовству настаивает, что есть более эффективный и прибыльный путь, чем приватизация. «Есть предложения создать ОАО со 100-процентным государственным капиталом, передав в него Архангельский траловый флот, два НИИ и ММРП», -- рассказал журналистам представитель Госкомрыболовства еще в Москве. А уже в Мурманске Виктор Зубков объявил, что «решение о приватизации нецелесообразно», попросил Минэкономразвития исключить этот объект из приватизационных списков и подготовить предложение по эффективному управлению.
Но проблема порта все-таки частная, а собравшиеся на встречу с первым вице-премьером рыбопромышленники говорили о наболевшем для всех. Чуть ранее капитан рыболовного траулера рассказал высокой делегации, что 184-е постановление, которым не без оснований гордится Госкомрыболовство, на деле не работает. Упрощенная процедура оформления груза в портах, которая по закону должна занимать не более трех часов, отнимает и время, и деньги. Руководители крупных предприятий это подтвердили, г-н Зубков вздохнул и указал на виновников: «Ветеринары свирепствуют». Федеральное руководство горячо поддержало предложение отделить ветеринарные службы от рыбопромышленников. «У нас сертифицированы районы рыбного промысла и все суда. Зачем же нужно проверять каждый улов, пусть будут выборочные проверки и наблюдение в промысловых районах», -- глава Госкомрыболовства Андрей Крайний обещал усилить внимание к этой проблеме.
Отдельно Виктор Зубков выделил вопрос таможенной амнистии для модернизированных и вновь построенных рыболовных судов. Сейчас такие суда работают в море, не заходя в российские порты, потому что при пересечении границы нужно заплатить таможенную пошлину более 20% от суммы ремонта или стоимости нового корабля. Вот и выгружают рыбу в зарубежных портах либо тратят дополнительные деньги на перегруз в открытом море и доставку улова другими судами в российские порты. Скорее всего для решения этих вопросов понадобятся дополнительные меры.
Пока же все ожидают вступления в силу закона о рыболовстве 1 января 2009 года. Тогда начнут действовать правила обязательной регистрации всего выловленного в российских территориальных водах и только в российских портах. Но без принятия вышеназванных мер его исполнение может оказаться под угрозой. Пока же Виктор Зубков твердо пообещал, что никто не собирается загонять маломерный флот в 12-мильную зону вылова, и пригрозил изгнать ветеринаров из портов, если они не будут выполнять требования о трехчасовой проверке. Нептун ему в помощь.