Министерство экономического развития внесло в правительство предложения, касающиеся замены госчиновников в советах директоров крупных компаний профессиональными поверенными. В настоящее время в советах директоров таких компаний, как "Газпром", "Роснефть" или Сбербанк, интересы государства представляют высокопоставленные чиновники профильных ведомств. Эксперты положительно оценивают инициативу экономического ведомства. По их мнению, это можно расценивать как первый шаг к реальному выходу государства из крупных компаний.
Дмитрий Медведев, еще будучи кандидатом в президенты, говорил о необходимости замены неэффективных чиновников на независимых директоров. «Необходимо расширить практику представления интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих», -- заявил он накануне выборов. По его мнению, государство в таких фирмах должен представлять только председатель совета директоров, поскольку все остальные чиновники «занимаются лоббизмом или кормлением».
О том, что государство намерено пойти по этому пути,
на Санкт-Петербургском экономическом форуме в начале июня говорил и первый вице-премьер Игорь Шувалов. А накануне отъезда в Японию на саммит «большой восьмерки» помощник президента Аркадий Дворкович пообещал, что процесс исхода чиновников из советов директоров начнется уже в ближайшее время. Причем первыми будут секвестированы чиновники в компаниях со стопроцентным госучастием, а затем и там, где государство представлено частично.
По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, «по главным вопросам поверенные будут голосовать по директиве правительства». Решение же остальных вопросов останется на "откуп" самому поверенному. По мнению генерального директора ЗАО «Финэкспертиза. Консалтинг» Дмитрия Шустерняка, «быть членом совета директоров -- это работа, и она требует времени. Попытки совмещать ее с другими обязанностями, а в советы директоров, как правило, командированы высокопоставленные чиновники, приводят к тому, что страдает и профильная деятельность, и работа в совете директоров». Люди, для которых заседать в советах директоров не служебный долг, а основная обязанность, должны быть более эффективными менеджерами.
Тем более, обращает внимание глава экспертного совета организации «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян, работа госпредставителей в советах директоров наглядно показала конфликт интересов между государством в целом и тем конкретным ведомством, в котором работает данный чиновник. При этом «главными» для любого чиновника, естественно, являются интересы его ведомства, и именно их он защищает на совете директоров.
В правительстве пытались бороться с этой бедой, выдавая подробные директивы, но это также ни к чему хорошему не привело. Получалось, что у чиновников полностью связаны руки, и тогда вообще непонятно, зачем отрывать топ-чиновников от важных дел и отправлять их на заседания, если у них все равно нет никакого простора для маневра. «Перед частным управленцем надо раз в год ставить задачи, объяснять, каких целей Белый дом хочет добиться от данной компании, а уж как он их будет выполнять, это его личное дело», -- полагает г-н Данилов-Данильян.
Кроме того, по словам г-жи Набиуллиной, часть представителей государства будет заменена независимыми директорами. «Они будут голосовать без директивы», -- уточнила министр.
Однако каков будет механизм отбора профессиональных поверенных, передачи им полномочий, а главное, кто и как будет контролировать качество исполнения ими обязанностей, пока неизвестно. В Минэкономразвития «Времени новостей» не смогли прояснить эти вопросы.
Сейчас существует порядка 130 компаний, контрольный пакет которых принадлежит государству, и еще полторы тысячи фирм, где у государства есть доля. Под государственным колпаком почти вся газовая отрасль и авиастроение, более 50% банков, больше 40% предприятий нефтедобычи.