Проблема нелегального въезда в страны Евросоюза приближается к критической точке. По мнению Брюсселя, ответом на этот вызов должен стать совместный европейский «Пакт по иммиграции и политическому убежищу». Вдохновителем нового джентльменского соглашения по застарелой проблеме стал президент председательствующей ныне в ЕС Франции Николя Саркози. Премьера пакта прошла на этой неделе во французском Канне на неформальной встрече европейских министров внутренних дел.
Уже накануне отъезда на встречу глава германского МВД Вольфганг Шойбле был вынужден давать «разъяснения» по поводу появившихся в печати упреков -- мол, на Лазурном берегу министры будут решать, как лучше «оградить» Европу от хаоса, связанного с неослабевающим наплывом беженцев. Тонко уловив иронию в свой адрес, министр Шойбле пояснил, чем они намерены и не намерены заниматься на юге Франции: «Мы не строим из Европы бункер, -- заявил он, -- а лишь регулируем направления миграции в мире».
Коллеги-министры солидарны в том, что пути иммигрантов-нелегалов в Европу чаще всего неисповедимы для властей, и с этим давно пора что-то делать. Как и г-н Шойбле, они неоднократно подчеркивали, что принятие пакта не означает стремления к «самоизоляции» ЕС. Глава МВД Люксембурга Люк Фриден заявил: «Речь не идет о том, чтобы строить стену». Еврокомиссар по вопросам юстиции Жак Барро сигнализировал от имени официального Брюсселя, что Еврокомиссия стремится сделать процесс иммиграции в пределы ЕС «гармоничным и великодушным».
Участники министерской встречи получили текст пакта, который в своем окончательном виде должен быть принят -- как того желает президент Саркози -- в октябре. Главный его смысл сводится к тому, что Евросоюз в будущем должен стать для иммигрантов еще более привлекательным. Правда, не для всех. Речь идет о высококвалифицированных кадрах, которые въезжают в страны -- члены ЕС на легальных основаниях.
В этом смысле будущий пакт несет на себе печать французской внутренней политики. В нем, например, идет речь об immigration choisie -- нечто вроде «управляемой» или «выборочной» иммиграции. Считается, что данное понятие является продуктом личного внутриполитического творчества экс-главы французского МВД, а ныне хозяина Елисейского дворца. В прошлом он не раз повторял, что Франция должна иметь возможность выбирать иммигрантов, которые могут оказаться полезными для рынка труда. Николя Саркози успел ввести у себя в стране достаточно жесткую систему квот по высылке иностранцев без права на жительство. Так, главе иммиграционного ведомства на текущий год была спущена квота на высылку из Франции 26 тыс. нелегалов. Причем процесс явно идет по нарастающей: в 2002 году было выставлено 10 тыс. человек.
Тем не менее Парижу, равно как и Берлину, придется смириться с некоторыми послаблениями в тексте пакта. Они включены в документ, в частности, по требованию Испании. В этой стране за последние годы было легализовано около 70 тыс. незаконных иммигрантов. По тому же пути пошла и Италия. Поэтому испанский глава МВД и настоял на отказе в будущем от запрета на массовые легализации, ввести который требовал президент Саркози.
Среди наиболее любопытных разделов проекта готовящегося документа глава «Единообразие процессов по предоставлению убежища». Там говорится, что будущее «Европейское бюро поддержки» должно оказывать помощь странам-членам в создании единой системы предоставления убежища. В случае «массированного наплыва претендентов на убежище» в одну из стран другие страны должны будут -- по принципу некоего «иммиграционного НАТО» -- спешно приходить на помощь. А чтобы по возможности избежать подобной напасти, в пакте говорится об «улучшении защиты внешних границ ЕС».
С этой целью страны -- участницы пакта примут на себя обязательства по предоставлению необходимых средств пограничному агентству «Фронтекс» со штаб-квартирой в Варшаве. Оно было учреждено в 2004 году с целью управления оперативным сотрудничеством на внешних границах стран -- членов Евросоюза. Это был ответ на угрозы ежегодного увеличения количества нелегальных мигрантов в ЕС -- почти на 500 тыс. человек в год. Прибыль преступных организаций, занимающихся их переправкой, достигает 15 млрд евро. В этом смысле важнейшим участком стала восточная граница ЕС протяженностью свыше 1100 км. Поддержка «Фронтекса», говорится в проекте иммиграционного пакта, должна быть такой, чтобы агентство оказалось в состоянии исполнять возложенные на него функции «в полной мере».