|
|
N°45, 15 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гонки для дорогих гостей
Гран-при поддерживает экономику Малайзии
Если вы впервые оказались в Малайзии, то еще в аэропорту обязательно скажите себе: «Не может быть!» Достижения этой страны потрясают, а «Сепанг», без сомнения, трасса XXI века. Глядя на нее, понимаешь, какой «Формула-1» может быть в будущем. Когда в 1995 году премьер-министр Малайзии Мохатир Махохамад провозгласил программу «Предвидение-2020», конечной целью которой было сделать эту азиатскую страну одной из крупнейших индустриальных держав региона, никто не посчитал его фантазером. Доктор Мохатир уже успел доказать, что свои грандиозные планы он доводит до успешного конца. Немалая роль в его проекте отводилась «Ф-1».
Место для автодрома нашли быстро. По соседству с аэродромом Сепанг был выбран участок земли площадью 90 га, с очень выгодным рельефом, и летом 1997 года работа закипела. Основной подряд на разработку проекта получила немецкая фирма Tilke, а воплощать его в жизнь поручили местным компаниям, выбранным по результатам специального конкурса. Правда, не все заложенные в проект технические решения удалось выполнить из-за финансового кризиса. Но, заменив дорогие иностранные материалы на местные, удалось сократить стоимость работ и уложиться в 120 млн долларов. Автодром был построен в рекордно короткие сроки -- за 14 месяцев.
Протяженность трассы -- 5,542 км. Ширина дорожного полотна, достигающая 22 м, две сверхдлинные прямые, где гонщики разгоняются до 310 км/час, комбинация медленных и быстрых поворотов, открытая местность, удобное расположение зрительских трибун способствуют зрелищности гонок в Малайзии. Единственная неприятность, способная смазать положительные впечатления, -- непредсказуемые погодные условия (жара плюс высокая вероятность дождей, которые для этого времени года -- обычная вещь).
Особой популярностью у местных жителей автогонки не пользуются. К тому же «Формула-1» -- это для них слишком дорого. При средней месячной зарплате, равной ста долларам, не каждый малаец может позволить себе купить не только 420-долларовые трехдневные билеты на «бриллиантовую» трибуну «Сепанга», но даже самый дешевый воскресный билет на стоячие места за 26 «зеленых». Поэтому, чтобы привлечь на трибуны зрителей, организаторы, пользуясь активной поддержкой правительства Малайзии, распространяют билеты на предприятиях и в учебных заведениях, что называется, в добровольно-принудительном порядке. Так стоит ли «Формула-1» таких мучений?
Оказывается, стоит. В прошлом году автодром «Сепанг» посетили около 80 тыс. зрителей. Почти три четверти из них были иностранцами. В среднем они оставались в стране 8,27 дня, заняв 31357 гостиничных номеров. И вложили в экономику Малайзии 117 млн долларов. Причем билеты на Гран-при составили всего 6% их затрат. Львиная доля пришлась на магазины (цены здесь значительно ниже европейских и японских), гостиницы, питание, развлечения и транспорт. Не забудьте прибавить сюда 300 млн телезрителей, наблюдавших за малайзийской гонкой по телевидению. Кто-то из них, возможно, вообще впервые узнал о существовании этой страны.
В четвертый раз пилоты «Формулы-1» выведут свои машины на старт «Гран-при Малайзии». И в четвертый раз у гонщиков «Феррари» есть все шансы выиграть гонку. За прошедшие после австралийского этапа «Ф-1» две недели вряд ли какой-либо из команд удалось сократить то гигантское преимущество в скорости, каким обладают машины итальянской «конюшни». Единственное, что может хоть как-то обострить борьбу, -- это погодные условия. В прошлом году настоящий тропический ливень чуть было не прервал победную серию «Феррари». Но, совершив синхронный вираж по гравию, а затем потеряв минуту в боксах из-за недоразумения со сменой резины, пилоты «Скудерии» все равно выиграли эту гонку.
Однако умы поклонников «Формулы-1» в самой Малайзии сейчас мало занимает вопрос о победителе. Они с нетерпением ждут первого появления на домашнем Гран-при своего соотечественника Алекса Йонга. После того как гонщик «Минарди» показал свой лучший в карьере результат в Мельбурне (7-е место), в воскресенье малайцу предстоит у себя на родине продемонстрировать свою гоночную форму. Команда Алекса Йонга сейчас находится на эмоциональном подъеме после великолепного выступления в Австралии, где дебютант «королевских гонок» Марк Уэббер смог заработать для «Минарди» первые за два с половиной года очки. Сейчас в Малайзии благодаря Йонгу и, конечно же, спонсорской поддержке правительства творится настоящий информационный бум, связанный с «Минарди».
Дмитрий СИТНИК