|
|
N°120, 08 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не до ордена
«В долине Элла» на московских экранах
Ветеран Вьетнама (пройдет совсем немного времени, и этот персонаж отойдет в прошлое на американских экранах как класс), военный полицейский Хэнк (Томми Ли Джонс), потерявший в мирное время старшего сына, получает безрадостное сообщение и о младшем: тот, завербовавшись в Ирак, отправился в самоволку, после чего о нем не было ни слуху ни духу до тех пор, пока на окраине военной базы не обнаружились его изуродованные останки. Хэнк едет на место преступления (по дороге деловито переворачивая американский флаг, установленный сальвадорским гастарбайтером вверх ногами), опознает то, что осталось от его наследника (одна из самых душераздирающих сцен в картине -- сосредоточенный как всегда Томми Ли Джонс переживает не самый простой момент -- «таким он покинул этот мир, и теперь мне придется смириться»; всякое слово в этой вроде бы пустой и громкой фразе пропущено через проволочное решето изумительного актерского метода), пытается докопаться до правды, но везде натыкается на мягкую, но вызывающую нестерпимый зуд стену из стекловаты официальных соболезнований и тотального отчуждения.
В поисках справедливости или хотя бы минимального участия в своем деле Хэнк не находит никого, кроме детектива Эмили (старательно состаренная и насильно подурневшая Шарлиз Терон), которая круглые сутки вынуждена заниматься делами вроде происшествия с иракским ветераном, который в порыве постармейского синдрома связал и утопил в ванной собственного добермана на глазах малолетнего сына. Вместе они пытаются докопаться до истины, которая, понятное дело, лежит где-то рядом, но решительно неугодна армейскому начальству.
«В такие места, как Ирак, героев отсылать не стоит», -- говорит один из персонажей фильма. И чуть позже добавляет: «Там убивают все хорошее». В принципе то же самое можно сказать и о кинематографистах, которые берутся за подобного рода сюжеты. Сложно поверить, что на такого рода пафосе может вырасти что-либо путное. И тем не менее фильм Пола Хаггиса (его «Столкновение» было несколько неожиданно для многих признано лучшим фильмом года по мнению Американской киноакадемии, проще говоря, получило «Оскара»; он написал сценарий для куда более достойной наград и также оскароносной «Малышки на миллион» Клинта Иствуда) не оставляет после себя ни грана почти обязательной в подобных случаях неловкости. Это на самом деле очень достойное кино. И пусть временами картина заставляет вспомнить неторопливый ритм отечественного суперсериала «Следствие ведут знатоки» (тут, кстати, имеет смысл подумать -- обвинение это или комплимент), метафоры таранят восприятие в лобовой атаке (вместо «Элла» в названии нужно, конечно же, считывать Елеон из библейской притчи о Давиде и Голиафе), а итоговый вывод оказывается, мягко говоря, размыт («Долина» еще один детектив, в котором развязка кажется абсолютно ненужной -- все, что зритель должен был вынести из повествования, он сообразил задолго до того, как к итоговым выводам пришли персонажи-дознаватели)... Все равно -- это пример на самом деле крепкой работы.
Едва ли не каждое лето в репертуаре появляется как минимум один фильм, который своим сугубым серьезом, актуальными проблемами и -- почти наверняка -- армейской тематикой отчаянно, практически безуспешно, но заслуживая почтения, противостоит бессмысленности трехмерных мультфильмов про говорящих зверей и влюбленных роботов и высокобюджетных продолжений хитов прошлого сезона. «В долине Элла» как раз тот случай. И при виде его хочется то ли сорвать в порыве уважения головной убор, то ли наоборот -- приложить пальцы к непокрытой голове в армейском салюте.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ